|
Зарождение и становление
электротехнической специальности
в военно-инженерной школе
История кафедры неразрывно связана с историей зарождения и становления электротехнической специальности в инженерных войсках России и берет свое начало от Петровских времен, к середине ХIХ века оформившись в самостоятельную и востребованную до нынешних дней специальность. |
СУГАКОВ
Валерий Геннадьевич
|
С изобретением электричества возникла необходимость подготовки специалистов для нужд армии. Эта функция была возложена на Главное инженерное училище в Петербурге и в 1849 году в программу обучения введен специальный электротехнический курс. С этого времени берут свое начало кафедры "Электрификации и автоматизации" и "Электроснабжения войск и специальных объектов".
|
Становление курса начиналось в условиях отсутствия необходимой литературы и учебно-материальной базы, поэтому ведущие преподаватели-инженеры вместе с курсантами последовательно работали в данном направлении. Огромная заслуга в этом принадлежит ряду выдающихся ученых, среди которых и выпускник электротехнического курса, изобретатель электрической лампочки Павел Николаевич Яблочков.
В 1891 году в Главном инженерном училище создан офицерский электротехнический класс и к началу ХХ века училище выпускало высококвалифицированных офицеров-электротехников.
После Октябрьской революции 1917 года в трудных условиях гражданской войны государству и армии потребовались специалисты-инженеры и 20 марта 1918 года на базе Николаевского инженерного училища были образованы первые Петроградские советские инженерные курсы РККА с обучением на трех отделениях: подготовительном, саперно-строительном и электротехническом.
От Николаевского инженерного училища курсам досталась небогатая учебно-материальная база. В наличии имелись: шанцевый (саперный) инструмент, некоторое количество телеграфного и радиотелеграфного, понтонно-переправочного и подрывного имущества. Обновление и расширение УМБ стало основной заботой начальника курсов и всего постоянного состава. |
29 июля 1918 года курсы объединены в единое военно-учебное заведение - Петроградский военно-инженерный техникум, представлявший собой батальон из четырех рот, каждая из которых имела свою специальность: первая - саперная, вторая - дорожно-мостовая; третья - электротехническая; четвертая - минно-подрывная.
17 июня 1920 года техникум преобразован в Петроградскую военно-инженерную школу, где продолжалось совершенствование имеющейся учебно-материальной базы для подготовки курсантов. В соответствии с требованием того времени выпускались новые учебные пособия, специальная литература.
После окончания Гражданской войны, в период с 1923 по 1925 годы в школе было оборудовано 17 лабораторий (в том числе электротехническая) и 4 мастерских. Активно развивалась и военно-научная работа. Первый выпуск в количестве 59 человек по программе нормальной школы состоялся 1 сентября 1922 года. Из них 19 человек - по электротехнической специальности. Выпускникам были вручены дипломы и предписания.
В начале 30-х годов на электротехническом курсе школы разрабатывались вопросы электрификации мостовых работ. Этим занималась специальная бригада во главе с опытным инженером-электриком, энтузиастом развития военной электротехники преподавателем А.К. Шубниковым. О высоком уровне его квалификации говорит тот факт, что он одновременно преподавал и в Электротехническом институте по приглашению деканата.
В 1932 году Ленинградская инженерная школа была объединена с Московской и переименована в Объединенную военно-инженерную школу имени Коминтерна. В результате этого объединения в школе были созданы три электротехнические роты.
1935 год вошел в историю кафедры, как год первого выпуска лейтенантов в послереволюционной истории.
До начала Великой Отечественной войны в училище и на кафедре, в связи с изменением содержания обучения, коренной реконструкции подверглась почти вся учебно-материальная база. Новым техническим оборудованием, стендами, макетами и другими средствами обучения пополнились специальные классы и лаборатории: в электротехнические роты были приняты станция Э-1 для электризации проволочных заграждений; станция АЭС-3 для электрификации инженерных работ; станции "Прожзвук" с синхронной связью звукоулавливателя и зенитным прожектором; компрессорная станция. Особенно хорошо были подготовлены лаборатории по электротехнике и сопротивлению материалов.
В 1936 году на базе электротехнической роты, существовавшей в школе с 1918 года, был создан 4-й электротехнический батальон. Он получил хорошую техническую базу и был укомплектован курсантами других учебных рот, а также курсантами полковых школ инженерных частей и младшими командирами сверхсрочной службы. С первых дней батальон стал задавать в школе тон: курсанты отличались отменной выправкой и высокими показателями по всем видам боевой и политической подготовки, спортивной работе. Батальон неизменно был лучшим подразделением школы и школа удерживала первое место среди военно-учебных заведений округа. Личный состав батальона с жаром овладевал новой техникой. Этими занятиями умело руководили такие специалисты как Статкевич, Прянчиков, Поржецкий, Соболев и другие. Они сами отлично освоили новейшую по тому времени технику и свою любовь к делу прививали курсантам. Электротехнический батальон школы становится непременным участником показов техники, которые в те годы устраивались в Ленинграде.
В марте 1937 года школа была преобразована в Ленинградское военно-инженерное Краснознаменное училище. С 1938 года в училище проводилось обучение по электротехнической и другим специальностям.
В начале Великой Отечественной войны в июле-августе 1941 года курсанты и преподаватели электротехнического курса выполняли задачи по установке электризуемых заграждений на Карельском перешейке, Лужской укрепленной позиции и Красногвардейском укрепрайоне. Тем временем война выдвигала перед училищем все новые и новые задачи - талантливые советские конструкторы создавали новое оружие, а наша промышленность быстро осваивала его производство. Это были знаменитые гвардейские минометы - "катюши". Ими оснащались вновь создаваемые части и подразделения, но для успешного их применения требовались хорошо обученные кадры, в частности, офицеры-электрики. Подготовка их была возложена на Ленинградское военно-инженерное училище.
К концу 1941 года состоялся первый выпуск: в части гвардейских минометов ушло 43 лейтенанта-электрика, а еще через два месяца вслед за ними последовала новая партия молодых специалистов…
В этот же период, в связи с осложнившейся обстановкой на фронте, училище, а вместе с ним и кафедра, передислоцированы в г. Кострому, где в кратчайшие сроки были оборудованы учебные классы и лаборатории.
31 августа 1941 года начались занятия.
Коренным образом перерабатывались учебные программы для перехода к обучению курсантов по программе военного времени. Объем часов и количество изучаемых предметов были определены в результате напряженной творческой работы учебного отдела и преподавательского состава. Новая программа исходила из требований, которые диктовала действующая армия. На кафедре особое внимание уделялось изучению электроснабжения войск в полевых условиях, химическим источникам тока и электрооборудованию инженерной, колесной и бронетехники. Непрерывно наращивалась УМБ кафедры, оборудовались полевые классы и лаборатории для проведения практических занятий.
В течение всей войны с 1941 по 1945 год преподаватели кафедры неоднократно выезжали на фронт, а по возвращении тщательно изучали, обобщали и внедряли в учебные программы фронтовой опыт. Не ослаблялась и военно-научная работа. В училище преподавали опытные наставники. Восемь из них в 1943 году имели ученые степени кандидатов наук и ученые звания доцентов, в т.ч. преподаватель кафедры лейтенант К.А. Рыбников. Ученые училища создавали фундаментальные учебники. Только в 1944 году Военное издательство НКО СССР массовым тиражом издало 9 учебников по разным курсам инженерной подготовки. С целью улучшения наглядности обучения на кафедре совместно с саперами и подрывниками был создан электрифицированный макет "Минные ловушки и сюрпризы противника", а компрессор двигателя внутреннего сгорания приспособили к работе от электромотора, что позволило демонстрировать действие пневматического инструмента в лаборатории без затраты драгоценного в ту пору горючего. Лучшими рационализаторами были майоры М.Г. Левин и Т.И. Максутов.
После войны (в июле 1945 года) кафедра вместе с училищем возвращается в г. Ленинград, где вместо шести батальонов, в соответствии с новыми штатами, осталось четыре. Дисциплины преобразуются в циклы, качественно меняется преподавательский состав - на работу в училище направляются наиболее квалифицированные, прошедшие боевую школу офицеры. Среди них полковник Чекалин - бывший начальник управления военно-инженерных работ, преподаватель кафедры.
С 1955 года вводится войсковая стажировка курсантов, и слушатели электротехнического цикла направляются в действующие войска для получения практических навыков руководства подразделениями. Опыт стажировки обсуждается на цикле, обобщается и используется в обучении.
Продолжается активная военно-научная работа. Преподаватели электротехнического цикла майор Шкрадюк И.Ф. и капитан Свинцицкий А.Н. изготовили действующие макеты дозиметрических приборов индикатора, рентгенометра и дозиметра. Этот комплект приборов позволил планировать радиоактивное заражение местности с помощью радиопередатчика и, таким образом, практически обучать курсантов работе с дозиметрическими приборами. Старшим лейтенантом Назаровым В.П. были внесены и реализованы десятки рационализаторских предложений. Преподаватель цикла электротехники и двигателей внутреннего сгорания инженер-подполковник Коновалов С.И. разработал и изготовил электротренажер крана К-32, который позволяет отрабатывать все основные приемы по управлению автокраном в классе и, таким образом, обеспечивает значительную экономию моточасов при обучении курсантов практической работе на технике.
В июне 1959 года в училище вводится производственная практика на ремонтных предприятиях МО СССР, где курсанты 2-го курса (в т.ч. и электротехнического) закрепляют полученные знания и получают практические навыки в технологии ремонта средств инженерного вооружения, определении неисправностей, оформлении технической документации.
В 1960 году, после перевода училища из Ленинграда в Калининград, коллектив преподавателей электротехники был выведен из цикла двигателей внутреннего сгорания и электротехники и вошел в состав вновь созданного цикла машин инженерного вооружения, которым руководил подполковник Курсаков Яков Дмитриевич. Училище вело обучение курсантов механической специальности с трехлетним сроком обучения, поэтому всем читался общий курс военной электротехники.
1 сентября 1960 года кафедра приступила к плановым занятиям на новом месте в городе Калининграде. Вновь предстояло много работы по перестройке и совершенствованию учебно-материальной базы.
4 декабря 1965 года среднее военно-учебное заведение было преобразовано в Высшее военно-инженерное командное училище. Вместо ранее существовавших циклов создаются кафедры марксизма-ленинизма, общеобразовательных и общетехнических дисциплин, военной электротехники, радиоэлектроники и автоматики, эксплуатации и ремонта МИВ.
С переходом в 1966 году на четырехлетний срок обучения коллектив преподавателей электротехники выделен в самостоятельное подразделение и преобразован в кафедру №7 "Военной электротехники, автоматики и радиоэлектроники" под руководством подполковника Петрова Василия Николаевича.
К 1967 году преподаватели кафедры
Данилов В.М. |
Горсткин Н.А. |
Князев В.В. |
Мамонов М.А. |
Сорокин В.А. |
разрабатывают курс дисциплины "Электротехника и электрические средства инженерного вооружения", который читается курсантам механической специальности и иностранным военнослужащим специального отделения.
С 1970 года на постоянной основе ведется работа с курсантами на секции Военно-научного общества. Преподаватели выполняют ряд научно-исследовательских работ.
В мае 1974 года кафедра организует и проводит сборы инспекторов Энергонадзора МО СССР. Этот год ознаменован переходом на пятилетний срок обучения. В Калининградском высшем инженерном ордена Ленина Краснознаменном училище инженерных войск имени А.А. Жданова вводятся факультеты, офицерское отделение, научно-исследовательский и редакционно-издательский отделы, а кафедра №7 переименовывается в кафедру "Электрификации и автоматизации" под № 24, для подготовки военных инженеров-механиков, военных инженеров-строителей-фортификаторов и военных инженеров-электромехаников. В этот год на кафедре подготовлены новые учебные программы по всем предметам; разработаны нормы снабжения имуществом и перспективный план наращивания и совершенствования УМБ. Разработана необходимая учебно-методическая документация, закончено оборудование лаборатории электротехники, ведется огромная научно-исследовательская работа.
Для подготовки военных инженеров-электромехаников по специальности "В" создается кафедра № 25 "Электроснабжения войск и специальных объектов". Под руководством начальника кафедры подполковника Карасева В.И., преподаватели майор Барташевич Б.И., капитан Чарушин С.В., Рыбалко В.А. и прапорщик Хмелев Н.С. к началу учебного 1976 года подготовили учебно-методическую документацию, создали учебный кабинет, лаборатории "Электроматериаловедения и электрических сетей" и "Техники высоких напряжений", а также оборудовали вспомогательные помещения. Основа учебно-материальной базы (6 лабораторий и полевая площадка электризуемых заграждений) была создана к осени 1977 года.
1979 год ознаменован первым выпуском инженеров-электромехаников на калининградской земле.
КАФЕДРЫ
|