Программа КПСС среди задач коммунистического строительства в качестве одной из основных выдвигает коммунистическое воспитание советского народа.
Революция в военном деле, характер будущей ракетно-ядерной войны предъявляют повышенные требования к морально-политической и психологической подготовке личного состава Вооруженных Сил СССР. Это обязывает коммунистов училища активизировать партийно-политическую работу, повысить ее действенность, сделать ее более планомерной и целеустремленной.
Именно в это время зародилась идея разработки перспективного плана всестороннего политического и воинского воспитания курсантов. Для его составления был привлечен широкий круг командиров, политработников, преподавателей. На основе предложений циклов, отделов и подразделений комиссия подготовила проект плана, который был передан на обсуждение первичных партийных организаций. Учтя все замечания и предложжения, комиссия доработала проект. После обсуждения его на партийном комитете он был утвержден начальником училища. План включает мероприятия по всем составным частям коммунистического воспитания. I - политическое воспитание: II - воинское воспитание и формирование командирских качеств; III - трудовое воспитание; IV - эстетическое воспитание; V - физическое воспитание.
План предусматривает дифференцированный подход в организации воспитательной работы по курсам с учетом уровня подготовки курсантов и задач, которые решаются на каждом курсе. Переданный во все подразделения и на циклы, он стал направляющим и ориентирующим началом в организации воспитательной работы.
Центральным направлением воспитательной работы стала пропаганда решений XXII съезда партии и принятой им Программы. В целях оперативного ознакомления курсантов и солдат с ходом работы съезда в подразделениях и на циклах выпускались дневники его заседаний. В распорядке дня распоряжением начальника училища было предусмотрено специальное время для слушания радиопередач н чтения газет с материалами съезда. Партийный комитет обязал коммунистов-командиров и преподавателей первый урок начинать с краткой информации о заседаниях съезда за предыдущий день.
Конкретная программа работы партийных организаций была определена на партийных собраниях, обсуждавших задачи коммунистов, вытекающие из Программы КПСС.
В пропаганде решений съезда партийный комитет опирался на актив. Но главной опорой его были коммунисты социально-экономического цикла.
Необходимо было сразу же начать изучение материалов съезда в курсе истории КПСС. Поэтому цикл внес изменения в предметный план, а учебный отдел пересмотрел расписание занятий. Нелегкая задача легла на плечи преподавателей истории КПСС подполковника Фомина Ф.А., подполковника Загоскина А.Г., подполковника Кожурина А.Н. и др. В короткий срок необходимо было не только изучить решения съезда, но и подготовить качественные лекции. Учитывая важность и новизну материала, партийная организация решила по всем темам иметь тексты лекций с предварительным обсуждением их на коллективе. Одновременно готовились наглядные пособия.
В точно намеченный срок с середины ноября 1961 года началось чтение учебных лекций.
Учебные занятия по материалам съезда дополнялись их пропагандой в часы политико-массовой работы. Использовались все формы агитации и пропаганды: от чтения газет с материалами съезда до встречи с его делегатами и организации теоретических конференций.
Теоретические конференции были тесно связаны с конкретными задачами и выводами, которые вытекали из решений съезда для училища. Одна была посвящена теме "Революция в военном деле и задачи офицерского состава училища", другая проводилась по теме "Единство идеологической и организаторской работы в деятельности офицеров училища".
Тщательно продуманная и заблаговременная подготовка к ним обеспечивала высокий научно-теоретический уровень и вызвала большой интерес у офицеров. Программа КПСС из многочисленных задач коммунистического воспитания на первый план выдвигает формирование коммунистического мировоззрения на основе марксизма-ленинизма.
Сознавая, что успех решения этой задачи находится в прямой зависимости от теоретической подготовки офицеров. от их политической зрелости, в училище проводится большая работа по освоению марксистско-ленинской теории. Многие из них закончили и обучаются в вечерних университетах марксизма-ленинизма, плодотворно занимаются в системе марксистско-ленинской подготовки. Для офицеров читаются лекции, проводятся теоретические семинары и конференции.
Коммунистическое мировоззрение курсантов формируется всем укладом жизни училища, на занятиях по всем предметам. В последние годы партийные организации училища резко поставили вопрос об усилении воспитательного значения занятий по специальным дисциплинам. Теперь в методической разработке и плане-конспекте по большинству тем включены вопросы воспитательного характера.
|
Но в условиях училища главным центром формирования коммунистического мировоззрения на основе марксизма-ленинизма остается социально-экономический цикл. Партийная организация цикла считает повышение теоретического уровня коммунистов своей важнейшей задачей. Подполковник Земляной М.Ф. сдал экзамены кандидатского минимума. Кроме того, еще пять человек заканчивают сдачу кандидатских экзаменов. Теоретическая подготовка преподавателей положительно сказывается на идейной закалке курсантов. Подтверждением этого являются высокие результаты государственных экзаменов по истории КПСС.
За последние годы от 60 до 70% курсантов на государственных экзаменах получают отличные оценки. Коммунистическая убежденность - это не просто сумма знаний по марксистско-ленинской теории, коммунистическая убежденность - это единство слова и дела, борьба за претворение в жизнь коммунистических идеалов, умение передать ее другим.
Курсанты готовятся к семинару по истории КПСС |
В условиях училища, готовящего командиров взводов, выработка у курсантов умения убеждать других, разъяснять политику партии, вести пропагандистскую и агитационную работу имеет огромное значение. Партийный комитет совместно с социально-экономическим циклом разработали план привития курсантам умения вести воспитательную работу. Он и является направляющим началом в деятельности командиров, партийных организаций и преподавателей цикла.
Вопрос о выработке умений воспитателя не новый в учебной практике. Но революция в военном деле и к нему предъявила повышенные требования. Поэтому в училище в последние годы не ограничиваются проведением политических занятий в подразделениях гарнизона и во время стажировки. Был поставлен и решен вопрос о включении в методические разработки тактико-специальных занятий и учений раздела о партийно-политической работе, которую должны проводить курсанты, выступающие в должности командира. Чтобы лучше учить их практике этой работы, на учения выезжают преподаватели социально-экономического цикла.
Большую роль в выработке пропагандистских качеств играют семинары, которые вошли в практику работы цикла с 1962 года.
На каждом семинаре 1 - 2 курсанта выступают с докладами, готовят аннотации статей из газет и журналов. Преподаватели дают задания обобщить и сделать сообщение об опыте работы комсомольской организации, агитатора, редколлегии стенной газеты по теме семинара и т. д.
В постоянную практику училища вошли выступления курсантов с беседами, докладами, политинформациями, ленинскими чтениями в курсантских подразделениях, подразделениях обслуживания, в подразделениях гарнизона, среди местного населения.
"Для меня, - говорит курсант Зарочинцев С., - это большая школа политической учебы. Когда видишь, как воины внимательно слушают тебя, то чувствуешь душевное удовлетворение".
С ним согласен курсант Кузин В.: "Политические занятия проводить очень сложно. Это серьезное испытание на командирскую зрелость".
В воспитательной работе с личным составом большое внимание уделяется пропаганде военной присяги и уставов. Она начинается с первых дней зачисления в училище.
В училище ежегодно разрабатывается план воспитательной работы с молодыми курсантами по подготовке их к принятию присяги. Сам акт принятия военной присяги проходит в торжественной обстановке. На торжественное построение по случаю принятия военной присяги выходит весь личный состав училища.
Представители командования и офицеры поздравляют молодых воинов с принятием присяги.
В последние годы ЦК партии значительно усилил внимание к военно-патриотическому воспитанию. Пропаганда революционных и боевых традиций значительно активизировалась и в училище. Стали традиционными встречи молодежи с ветеранами революции, гражданской и Великой Отечественной войн, кинофестивали, посвященные боевой и революционной героике, экскурсии по местам боев и многие другие формы. Для этого широко используется музей училища, заново созданный в 1963 году.
Об активности его работы свидетельствуют следующие данные: 8 встреч с выпускниками училища, награжденных правительственными наградами, 10 тематических вечеров, 65 экскурсий по музею, 6 читательских конференций, 4 диспута на разные темы, 5 комсомольских собраний, 30 бесед, 3 пионерских сбора. Все эти мероприятия были проведены за 1965-1966 гг. В смотре музеев и комнат боевой славы, проводившемся в 1966 году, музей училища отмечен в числе лучших музеев. Он награжден грамотой Министра обороны СССР, дипломом Командующего войсками Прибалтийского военного округа, а председатель совета музея подполковник Балацкий И.П. награжден именными часами Министра обороны СССР.
Экскурсия по залам музея |
|
Пропагандируя боевые традиции, училище помнит и чтит героев-воспитанников, отдавших свою жизнь за дело революции. Установлены и поддерживаются связи с партийными и советскими организациями города Орехова Запорожской области.
В феврале 1966 года делегация училища выезжала в этот город, где был проведен общегородской митинг на братской могиле и возложен венок, любовно сделанный курсантами. Делегация выступила в 4 школах, в сельскохозяйственном техникуме, перед молодежью города, призывниками района, в редакции районной газеты, перед участниками Великой Отечественной войны, селькорами. В течение трех дней в клубах и кинотеатре демонстрировался фильм об училище.
Трудящиеся и пионеры г. Орехова преподнесли Красное знамя, бюст В.И. Ленина для вручения передовым подразделениям.
В школах района развернута борьба за право быть в числе лучших выпускников, которые с гордостью назовут себя ждановцами.
Делегация училища в городе Орехове |
Делегация г. Орехово в училище |
В июне 1966 года училище принимало дорогих гостей - делегацию из города Орехова. Теплой и радостной была эта встреча. Гостям была предоставлена возможность познакомиться с жизнью, бытом и отдыхом курсантов. Они побывали в казармах, учебных классах и мастерских, на занятиях в поле, познакомились с военно-инженерной техникой. Всюду завязывались теплые и оживленные беседы. Курсанты и офицеры делились своим опытом, своими впечатлениями. Особое восхищение у гостей вызвал спортивный праздник, состоявшийся на зеленом ковре стадиона. Много приятных воспоминаний доставили и гости личному составу. На митинге, состоявшемся в честь дорогих гостей, было выражено обоюдное желание продолжать и укреплять установившиеся связи. Обмен делегациями вылился в яркую демонстрацию единства армии и народа.
Еще более тесные, постоянные связи поддерживает училище с партийными и общественными организациями, населением города Калининграда и области. Они выражаются во встречах курсантов с передовиками производства, с ударниками коммунистического труда, в выступлениях курсантов и офицеров училища перед трудящимися с лекциями и докладами, в обмене шефскими концертами и т. д. Население города и области благодарно училищу за огромную дружескую помощь в благоустройстве города, в строительстве мостов и дорог, в уборке урожая.
Воспитание в духе единства армии и советского народа неразрывно связано с воспитанием в духе пролетарского интернационализма. Не раскрывая содержания и форм этой работы, подчеркнем, что связи училища с воинами армий социалистических стран крепнут. Только за последние годы училище посещали делегации Национальной Народной Армии ГДР, Кубинской Народной Армии, Монгольской Народной Армии и Войска Польского.
Несколько дней гостила делегация военно-ииженерного училища Войска Польского. Тепло, по-братски принимал ее личный состав. С огромным желанием он делился с нею опытом своей работы и учебы. Пребывание делегации дружественной армии закончилось торжественным вечером интернациональной дружбы. Один за другим поднимаются на сцену курсанты и вместе со словами приветствия дарят дорогим гостям подарки, сделанные своими руками.
Взволнованный и радостный поднимается на трибуну руководитель делегации, он благодарит за братский и дружественный прием, передает начальнику училища генерал-майору инженерных войск
Анищенко И.П. значки военно-инженерного училища Войска Польского и просит их вручить лучшим выпускникам.
Расставаясь с училищем, делегация оставила в книге почетных гостей волнующую запись: "Одному из старейших, но всегда творчески молодому Калининградскому военно-инженерному училищу имени А.А. Жданова с благодарностью за исчерпывающее ознакомление с богатым передовым опытом, за исключительно теплый и товарищеский прием" *.
* Музей училища.
Польские братья по оружию любезно пригласили к себе в гости делегацию училища. Приглашение было припято с благодарностью. Вскоре состоялся ответный визит. В память об этой встрече польские друзья подарили большую хрустальную вазу с монограммой. Дорогая реликвия установлена в музее училища. Рядом с нею подарки от боевых друзей армий социалистических стран, демонстрирующие нерасторжимую дружбу воинов стран Варшавского Договора.
Многогранная учебно-воспитательная работа партийного комитета и партийных организаций возможна, если они постоянно заботятся о количественном и качественном росте партийных рядов.
В резолюции XXIII съезда КПСС говорится: "Забота о чистоте партийных рядов, о том, чтобы каждый коммунист с достоинством носил и оправдывал звание члена ленинской партии, является законом жизни партии, всех партийных организаций".
Руководствуясь ленинским принципом индивидуального отбора, партийные организации училища пополняли свои ряды за счет лучших курсантов и офицеров.
Сам по себе количественный рост партийной организации говорит о ее авторитете среди беспартийных, о влиянии коммунистов на жизнь училища. К тому же необходимо иметь в виду, что он проходил не стихийно, не самотеком. Шел процесс активного отбора наиболее достойных, наиболее передовых курсантов и офицеров.
Конечно, в работе по приему в партию имелись и недостатки, на которые было указано в специальном Постановлении ЦК КПСС. Повышение авангардной роли коммунистов, их теоретического уровня и деловых качеств составляло стержень внутрипартийной работы. Серьезное внимание уделялось теоретическому росту молодых коммунистов, составлявших большую часть состава партийной организации училища. Для них была создана и продолжает действовать школа молодых коммунистов. Занятия в ней проводятся по разработанной и утвержденной партийным комитетом программе.
Тематика занятий включает вопросы теории и истории КПСС, Программы и Устава КПСС, решения XXIII съезда и текущих Пленумов ЦК КПСС. Чтобы активизировать работу школы, был избран лекционно-семинарский метод. Молодые коммунисты постоянно углубляют политические знания. Но главная их закалка происходит на практической работе, при выполнении партийных поручений и участии в общественной жизни подразделений. Большинство молодых коммунистов имели постоянные партийные поручения, работали в комсомоле агитаторами, редакторами боевых листков и т. д. Комсомольский актив от 50 до 70% состоит из членов и кандидатов в члены КПСС.
Наконец, партийные организации не упускали из поля зрения вопрос об авангардной роли молодых коммунистов в учебе и дисциплине.
Итогом этой работы является то, что коммунисты в повседневной жизни, на переводных и государственных экзаменах всегда были примером для беспартийных. Из общего количества выпускников - отличников учебы коммунисты составляли от 70 до 80%. Партийная организация всегда заботилась о качественном составе своих рядов. После Постановления ЦК КПСС о состоянии и росте рядов партии и улучшении работы с молодыми коммунистами некоторое уменьшение роста рядов партии компенсировалось более активной и действенной работой по воспитанию вновь принятых в партию. Поэтому влияние коммунистов на боевую жизнь училища не ослабло, а еще более усилилось.