Пятница, 22.11.2024, 04:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Воспитатели и Учителя Альма Матер

Категории раздела
Первый факультет [62]
Периоды [15]
Выпускники [40]
УиС [29]
Руководители отделов и служб Управления училища.
Кафедры [30]
Факультеты [5]
Воспитатели [76]
Учителя [196]
Политработники [20]
Книги [53]
об училище
Первый факультет [0]
1979 слушатели 1979 курсанты 1980 слушатели 1980 курсанты
СМИ [5]
Второй факультет [1]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Книги

1968
Очерк истории КВВИКОЛКУ им. А.А. Жда­нова, глава V, § 3. На новом месте

продолжение
 
Программа КПСС среди задач коммунистического строительства в качестве одной из основных выдвигает коммунистическое воспитание советского народа.
Революция в военном деле, характер будущей ракет­но-ядерной войны предъявляют повышенные требования к морально-политической и психологической подготовке личного состава Вооруженных Сил СССР. Это обязывает коммунистов училища активизировать пар­тийно-политическую работу, повысить ее действенность, сделать ее более планомерной и целеустремленной.
Именно в это время зародилась идея разработки перспективного плана всестороннего политического и воинского воспитания курсантов. Для его составления был привлечен широкий круг командиров, политработников, преподавателей. На основе предложений циклов, отделов и подразделений комиссия подготовила проект плана, который был передан на обсуждение первичных партийных организаций. Учтя все замечания и предло­жжения, комиссия доработала проект. После обсуждения его на партийном комитете он был утвержден началь­ником училища. План включает мероприятия по всем составным частям коммунистического воспитания. I - политическое воспитание: II - воинское воспитание и формирование командирских качеств; III - трудовое воспитание; IV - эстетическое воспитание; V - физиче­ское воспитание.
План предусматривает дифференцированный подход в организации воспитательной работы по курсам с уче­том уровня подготовки курсантов и задач, которые решаются на каждом курсе. Переданный во все подразделения и на циклы, он стал направляющим и ори­ентирующим началом в организации воспитательной работы.
Центральным направлением воспитательной работы стала пропаганда решений XXII съезда партии и приня­той им Программы. В целях оперативного ознакомления курсантов и солдат с ходом работы съезда в подразде­лениях и на циклах выпускались дневники его заседа­ний. В распорядке дня распоряжением начальника училища было предусмотрено специальное время для слушания радиопередач н чтения газет с материалами съезда. Партийный комитет обязал коммунистов-командиров и преподавателей первый урок начинать с крат­кой информации о заседаниях съезда за предыдущий день.
Конкретная программа работы партийных организа­ций была определена на партийных собраниях, обсуждавших задачи коммунистов, вытекающие из Програм­мы КПСС.
В пропаганде решений съезда партийный комитет опирался на актив. Но главной опорой его были коммунисты социально-экономического цикла.
Необходимо было сразу же начать изучение мате­риалов съезда в курсе истории КПСС. Поэтому цикл внес изменения в предметный план, а учебный отдел пересмотрел расписание занятий. Нелегкая задача легла на плечи преподавателей истории КПСС подполковни­ка Фомина Ф.А., подполковника Загоскина А.Г., подполковника Кожурина А.Н. и др. В короткий срок не­обходимо было не только изучить решения съезда, но и подготовить качественные лекции. Учитывая важность и новизну материала, партийная организация решила по всем темам иметь тексты лекций с предварительным об­суждением их на коллективе. Одновременно готовились наглядные пособия.
В точно намеченный срок с середины ноября 1961 го­да началось чтение учебных лекций.
Учебные занятия по материалам съезда дополнялись их пропагандой в часы политико-массовой работы. Использовались все формы агитации и пропаганды: от чтения газет с материалами съезда до встречи с его делегатами и организации теоретических конференций.
Теоретические конференции были тесно связаны с конкретными задачами и выводами, которые вытекали из решений съезда для училища. Одна была посвящена теме "Революция в военном деле и задачи офицерского состава училища", другая проводилась по теме "Един­ство идеологической и организаторской работы в деятельности офицеров училища".
Тщательно продуманная и заблаговременная подго­товка к ним обеспечивала высокий научно-теоретический уровень и вызвала большой интерес у офицеров. Программа КПСС из многочисленных задач коммунистиче­ского воспитания на первый план выдвигает формирова­ние коммунистического мировоззрения на основе марксиз­ма-ленинизма.
Сознавая, что успех решения этой задачи находится в прямой зависимости от теоретической подготовки офи­церов. от их политической зрелости, в училище проводится большая работа по освоению марксистско-ленинской теории. Многие из них закончили и обучаются в вечерних университетах марксизма-ленинизма, плодотворно занимаются в системе марксистско-ленинской подготовки. Для офицеров читаются лекции, проводятся теоретические семинары и конференции.
Коммунистическое мировоззрение курсантов форми­руется всем укладом жизни училища, на занятиях по всем предметам. В последние годы партийные организации училища резко поставили вопрос об усилении воспитательного значения занятий по специальным дис­циплинам. Теперь в методической разработке и плане-конспекте по большинству тем включены вопросы воспи­тательного характера.

Но в условиях училища главным центром формиро­вания коммунистического мировоззрения на основе марксизма-ленинизма остается социально-экономический цикл. Партийная организация цикла считает повышение теоретического уровня коммунистов своей важнейшей задачей. Подполковник Земляной М.Ф. сдал экзамены кандидатского минимума. Кроме того, еще пять чело­век заканчивают сдачу кандидатских экзаменов. Теоре­тическая подготовка преподавателей положительно сказывается на идейной закалке курсантов. Подтвержде­нием этого являются высокие результаты государственных экзаменов по истории КПСС.
За последние годы от 60 до 70% курсантов на государственных экзаменах получают отличные оценки. Коммунистическая убежденность - это не просто сумма знаний по марксистско-ленинской теории, коммунистическая убежденность - это единство слова и дела, борьба за претворение в жизнь коммунистических идеа­лов, умение передать ее другим.
 
Курсанты готовятся к семинару по истории КПСС
В условиях училища, готовящего командиров взво­дов, выработка у курсантов умения убеждать других, разъяснять политику партии, вести пропагандистскую и агитационную работу имеет огромное значение. Партийный комитет совместно с социально-экономическим циклом разработали план привития курсантам умения вести воспитательную работу. Он и является направляющим началом в деятельности командиров, партийных организаций и преподавателей цикла.
Вопрос о выработке умений воспитателя не новый в учебной практике. Но революция в военном деле и к нему предъявила повышенные требования. Поэтому в училище в последние годы не ограничиваются проведением политических занятий в подразделениях гарнизона и во время стажировки. Был поставлен и решен вопрос о включении в методические разработки тактико-специальных занятий и учений раздела о партийно-полити­ческой работе, которую должны проводить курсанты, выступающие в должности командира. Чтобы лучше учить их практике этой работы, на учения выезжают преподаватели социально-экономического цикла.
Большую роль в выработке пропагандистских качеств играют семинары, которые вошли в практику работы цикла с 1962 года.
На каждом семинаре 1 - 2 курсанта выступают с докладами, готовят аннотации статей из газет и журналов. Преподаватели дают задания обобщить и сделать сообщение об опыте работы комсомольской организации, агитатора, редколлегии стенной газеты по теме семинара и т. д.
В постоянную практику училища вошли выступления курсантов с беседами, докладами, политинформациями, ленинскими чтениями в курсантских подразделениях, подразделениях обслуживания, в подразделениях гарни­зона, среди местного населения.
"Для меня, - говорит курсант Зарочинцев С., - это большая школа политической учебы. Когда видишь, как воины внимательно слушают тебя, то чувствуешь душевное удовлетворение".
С ним согласен курсант Кузин В.: "Политические за­нятия проводить очень сложно. Это серьезное испыта­ние на командирскую зрелость".
В воспитательной работе с личным составом большое внимание уделяется пропаганде военной присяги и уста­вов. Она начинается с первых дней зачисления в училище.
В училище ежегодно разрабатывается план воспи­тательной работы с молодыми курсантами по подготовке их к принятию присяги. Сам акт принятия военной присяги проходит в торжественной обстановке. На тор­жественное построение по случаю принятия военной при­сяги выходит весь личный состав училища.
Представители командования и офицеры поздрав­ляют молодых воинов с принятием присяги.
         В последние годы ЦК партии значительно усилил внимание к военно-патриотическому воспитанию. Пропаганда революционных и боевых традиций значительно активизировалась и в училище. Стали традиционными встречи молодежи с ветеранами революции, граждан­ской и Великой Отечественной войн, кинофестивали, посвященные боевой и революционной героике, экскурсии по местам боев и многие другие формы.
        Для этого широко используется музей училища, за­ново созданный в 1963 году.
        Об активности его работы свидетельствуют следую­щие данные: 8 встреч с выпускниками училища, награж­денных правительственными наградами, 10 тематических вечеров, 65 экскурсий по музею, 6 читательских конференций, 4 диспута на разные темы, 5 комсомольских собраний, 30 бесед, 3 пионерских сбора. Все эти мероприятия были проведены за 1965-1966 гг.
         В смотре музеев и комнат боевой славы, проводив­шемся в 1966 году, музей училища отмечен в числе лучших музеев. Он награжден грамотой Министра обо­роны СССР, дипломом Командующего войсками Прибалтийского военного округа, а председатель совета му­зея подполковник Балацкий И.П. награжден именными часами Министра обороны СССР.
Экскурсия по залам музея

Пропагандируя боевые традиции, училище помнит и чтит героев-воспитанников, отдавших свою жизнь за де­ло революции. Установлены и поддерживаются связи с партийными и советскими организациями города Орехова Запорожской области.
В феврале 1966 года делегация училища выезжала в этот город, где был проведен общегородской митинг на братской могиле и возложен венок, любовно сделанный курсантами. Делегация выступила в 4 школах, в сельскохозяйственном техникуме, перед молодежью города, призывниками района, в редакции районной газеты, перед участниками Великой Отечественной войны, сель­корами. В течение трех дней в клубах и кинотеатре демонстрировался фильм об училище.
Трудящиеся и пионеры г. Орехова преподнесли Крас­ное знамя, бюст В.И. Ленина для вручения передовым подразделениям.
В школах района развернута борьба за право быть в числе лучших выпускников, которые с гордостью назо­вут себя ждановцами.
Делегация училища в городе Орехове
Делегация г. Орехово в училище
В июне 1966 года училище принимало дорогих го­стей - делегацию из города Орехова. Теплой и радостной была эта встреча. Гостям была предоставлена возможность познакомиться с жизнью, бытом и отдыхом курсантов. Они побывали в казармах, учебных классах и мастерских, на занятиях в поле, познакомились с военно-инженерной техникой. Всюду завязывались теплые и оживленные беседы. Курсанты и офицеры делились своим опытом, своими впечатлениями. Особое восхище­ние у гостей вызвал спортивный праздник, состоявшийся на зеленом ковре стадиона. Много приятных воспомина­ний доставили и гости личному составу. На митинге, состоявшемся в честь дорогих гостей, было выражено обоюдное желание продолжать и укреплять установив­шиеся связи. Обмен делегациями вылился в яркую демонстрацию единства армии и народа.
Еще более тесные, постоянные связи поддерживает училище с партийными и общественными организация­ми, населением города Калининграда и области. Они выражаются во встречах курсантов с передовиками про­изводства, с ударниками коммунистического труда, в выступлениях курсантов и офицеров училища перед трудящимися с лекциями и докладами, в обмене шефскими концертами и т. д. Население города и области благо­дарно училищу за огромную дружескую помощь в благоустройстве города, в строительстве мостов и дорог, в уборке урожая.
Воспитание в духе единства армии и советского на­рода неразрывно связано с воспитанием в духе пролетарского интернационализма. Не раскрывая содержания и форм этой работы, подчеркнем, что связи училища с воинами армий социалистических стран крепнут. Толь­ко за последние годы училище посещали делегации Национальной Народной Армии ГДР, Кубинской Народной Армии, Монгольской Народной Армии и Войска Поль­ского.
Несколько дней гостила делегация военно-ииженерного училища Войска Польского. Тепло, по-братски принимал ее личный состав. С огромным желанием он делился с нею опытом своей работы и учебы. Пребывание делегации дружественной армии закончилось торжественным вечером интернациональной дружбы. Один за другим поднимаются на сцену курсанты и вместе со сло­вами приветствия дарят дорогим гостям подарки, сделанные своими руками.
Взволнованный и радостный поднимается на трибу­ну руководитель делегации, он благодарит за братский и дружественный прием, передает начальнику училища генерал-майору инженерных войск Анищенко И.П. значки военно-инженерного училища Войска Польского и просит их вручить лучшим выпускникам.
Расставаясь с училищем, делегация оставила в книге почетных гостей волнующую запись: "Одному из ста­рейших, но всегда творчески молодому Калининград­скому военно-инженерному училищу имени А.А. Жданова с благодарностью за исчерпывающее ознакомление с богатым передовым опытом, за исключительно теплый и товарищеский прием" *.
* Музей училища.
Польские братья по оружию любезно пригласили к себе в гости делегацию училища. Приглашение было припято с благодарностью. Вскоре состоялся ответный визит. В память об этой встрече польские друзья подарили большую хрустальную вазу с монограммой. Дорогая реликвия установлена в музее училища. Рядом с нею подарки от боевых друзей армий социалистических стран, демонстрирующие нерасторжимую дружбу воинов стран Варшавского Договора.
Многогранная учебно-воспитательная работа партий­ного комитета и партийных организаций возможна, если они постоянно заботятся о количественном и качествен­ном росте партийных рядов.
В резолюции XXIII съезда КПСС говорится: "Забота о чистоте партийных рядов, о том, чтобы каждый ком­мунист с достоинством носил и оправдывал звание чле­на ленинской партии, является законом жизни партии, всех партийных организаций".
Руководствуясь ленинским принципом индивидуаль­ного отбора, партийные организации училища пополня­ли свои ряды за счет лучших курсантов и офицеров.
Сам по себе количественный рост партийной органи­зации говорит о ее авторитете среди беспартийных, о влиянии коммунистов на жизнь училища. К тому же необходимо иметь в виду, что он проходил не стихийно, не самотеком. Шел процесс активного отбора наиболее достойных, наиболее передовых курсантов и офицеров.
Конечно, в работе по приему в партию имелись и недо­статки, на которые было указано в специальном Постановлении ЦК КПСС. Повышение авангардной роли ком­мунистов, их теоретического уровня и деловых качеств составляло стержень внутрипартийной работы. Серьез­ное внимание уделялось теоретическому росту молодых коммунистов, составлявших большую часть состава пар­тийной организации училища. Для них была создана и продолжает действовать школа молодых коммунистов. Занятия в ней проводятся по разработанной и утверж­денной партийным комитетом программе.
Тематика за­нятий включает вопросы теории и истории КПСС, Про­граммы и Устава КПСС, решения XXIII съезда и теку­щих Пленумов ЦК КПСС. Чтобы активизировать работу школы, был избран лекционно-семинарский ме­тод. Молодые коммунисты постоянно углубляют поли­тические знания. Но главная их закалка происходит на практической работе, при выполнении партийных пору­чений и участии в общественной жизни подразделений. Большинство молодых коммунистов имели постоянные партийные поручения, работали в комсомоле агитато­рами, редакторами боевых листков и т. д. Комсомоль­ский актив от 50 до 70% состоит из членов и кандида­тов в члены КПСС.
Наконец, партийные организации не упускали из по­ля зрения вопрос об авангардной роли молодых комму­нистов в учебе и дисциплине.
Итогом этой работы является то, что коммунисты в повседневной жизни, на переводных и государственных экзаменах всегда были примером для беспартийных. Из общего количества выпускников - отличников учебы коммунисты составляли от 70 до 80%. Партийная орга­низация всегда заботилась о качественном составе своих рядов. После Постановления ЦК КПСС о состоянии и росте рядов партии и улучшении работы с молодыми коммунистами некоторое уменьшение роста рядов пар­тии компенсировалось более активной и действенной работой по воспитанию вновь принятых в партию. По­этому влияние коммунистов на боевую жизнь училища не ослабло, а еще более усилилось.
 
 
 
Категория: Книги | Добавил: Ермаков (19.11.2010)
Просмотров: 1561 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск