Пятница, 22.11.2024, 10:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Воспитатели и Учителя Альма Матер

Категории раздела
Первый факультет [62]
Периоды [15]
Выпускники [40]
УиС [29]
Руководители отделов и служб Управления училища.
Кафедры [30]
Факультеты [5]
Воспитатели [76]
Учителя [196]
Политработники [20]
Книги [53]
об училище
Первый факультет [0]
1979 слушатели 1979 курсанты 1980 слушатели 1980 курсанты
СМИ [5]
Второй факультет [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Книги

1968
Очерк истории КВВИКОЛКУ им. А.А. Жда­нова, глава V, § 3. На новом месте
 
окончание
 
Надежным помощником командования и партийных организаций в учебной и воспитательной работе являет­ся училищный комсомол.
С присущим молодежи задором и огоньком комсо­мольские организации активно участвуют во всей жизни училища, вносят достойный вклад в его успехи. В их активе много интересных и полезных начинаний. Оста­новимся лишь на одном из них. Комсомольские органи­зации были инициаторами многочисленных эстафет: в честь 60-летия КПСС, ленинской, боевой славы, в честь XXIII съезда КПСС, в честь 50-летия Советской вла­сти.
В дни подготовки к 20-летию победы над фашистской Германией по инициативе североморцев во всех Вооруженных Силах началась эстафета боевой славы. Комсомольцы училища горячо поддержали патриотический почин. Комсомольцы подразделения капитана Селивано­ва А. А., собравшись обсудить призыв североморцев, приняли обращение ко всем курсантам училища, в кото­ром говорилось: "Мы, курсанты 3 роты, призываем всех Вас, воспитанники прославленного в боях Калининградского военно-инженерного ордена Ленина Краснозна­менного училища имени А. А. Жданова, и тебя - перво­курсник, и тебя - выпускник, и тебя - солдат: поддер­жим славное начинание матросов-североморцев, станем в ряды эстафеты боевой славы» *.
* Архив училища.
Далее следовали обязательства о том, чтобы вырастить 35 отличников боевой и политической подготовки, иметь не менее 40% курсантов с тремя спортивными разрядами, внедрить 9 рационализаторских предложений и др.
Комсомольский комитет поддержал и одобрил начи­нание комсомольцев подразделения и рекомендовал об­судить обращение на всех комсомольских собраниях и включиться в эстафету боевой славы.
Целый год между комсомольскими организациями шла борьба за право быть названными победителями в эстафете.
9 мая 1965 года на торжественном собрании всего личного состава училища секретарь комсомольского ко­митета капитан Петровский Ю. В. рапортовал о ее ито­гах: выращено 175 отличников, 5 отличных курсантских подразделений, 2 мастера спорта СССР и 2 кандидата в мастера спорта, 24 спортсмена 1 разряда. Силами комсомольцев проведено 100 тематических вечеров, диспу­тов, докладов, 93 комсомольца принято в партию и т.д.
С особой гордостью доложил он, что победителями в эстафете вышли комсомольцы 3 роты. Десятки комсомольцев училища за активное участие в эстафете награждены Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, в их числе капитан Петровский Ю. В., курсанты Мухин, Романив, Соколов, рядовой Усьмединский, сержант Пушка и др. Напряженная учеба умело сочетается со спортивно-массовой работой. Курсанты училища любят спорт, увлеченно занимаются им. Летним вечером приятно пройтись по спортивным городкам, площадкам, стадиону, заглянуть в спортив­ный зал училища. Всюду бьет ключом спортивная жизнь. На футбольном по­ле самоотверженно сражаются команды подразделений, готовясь к оче­редным состязаниям, в секторах стадиона и на беговых дорожках меря­ются силами другие спортсмены. Но особенно популярны в училище во­енно-прикладные виды спорта. Состязания по кроссу, полосе препятст­вий, военному троеборью и военному пятиборью проводятся во взводах, между взводами, ротами и батальонами. Это по­зволяет вовлечь в состя­зания всех курсантов, поддерживать их спор­тивную форму и выявлять наиболее способных. Из них формируются сборные команды училища. С ними ре­гулярно проводятся тренировки, а перед ответственными соревнованиями собирают на сбор. Повседневная работа со спортсменами позволяет училищу за три года подгото­вить не только спортсменов-разрядников, но и мастеров спорта. За последние годы выращено 10 мастеров спор­та: курсанты Гелетко А. Г., Коржень В. С., Олейник А. И., Коржик Н. Я., Масайтис А. В., офицеры Каллет М. А., Косульников О. Г., рядовые Корнейчук Н. Г., Поташин П. Ф., а заслуженный мастер спорта СССР офицер Сеничев П. В. стал серебряным призером Олимпиады в Токио.
Очень популярен в училище стрелковый спорт. В 1960-1964 годах команда училища по пулевой стрель­бе в состязаниях на первенство округа и гарнизона неизменно занимала призовые места.
Следующий год был особенно радостным. В заочных состязаниях на приз Министра обороны СССР между военно-учебными заведениями Вооруженных Сил Союза ССР команда училища заняла первое место и была на­граждена кубком Министра обороны СССР.
В различных состязаниях выходили победителями и занимали призовые места многие команды училища. Бесспорны и значительны достижения спортивных команд. Но не отдельные рекордсмены определяют спортивное лицо, спортивный облик училища.
Курсанты на маршброске
Строевой плац училища
Массовость спорта - вот основа всех успехов. Участвуя в смотрах на лучшую постановку спортив­но-массовой работы, училище в 1962, 1963 и 1965 годах занимало первое место среди военно-учебных заведений округа. А в 1966 году в 8-м смотре спортивно-массовой работы в Вооруженных Силах СССР училище заняло 3-е призовое место среди военно-учебных заведений страны и награждено грамотой Министра обороны СССР.
В передовой статье газеты "Красная звезда" за 5 февраля 1967 года говорится, что в училище физиче­ская подготовка и массовый спорт являются делом первостепенной важности.
"Физической подготовкой, спортом занимаются здесь все - от начальника училища до курсанта. Серьезно, по-деловому решается в училище любой вопрос, связанный с физическим воспитанием курсантов. Партком и спор­тивный комитет, возглавляемый офицерами В. Алябье­вым и Н. Кореньковым, работают в постоянном кон­такте, направляя физическую подготовку личного соста­ва по нужному руслу".
Спортивный комитет училища, направляя спортивно-массовую работу на развитие выносливости, ловкости и других физических качеств, заботится и о том, чтобы она способствовала улучшению качества учебы.
С 1963 года в училище стала проводиться военизи­рованная военно-инженерная эстафета. Она используется как одно из средств повышения специальных знаний и навыков курсантов и усиления физической закалки курсантов.
Эстафета разбита на 13 этапов, основу их состав­ляет выполнение различных инженерных работ: с бензопилой "Дружба", вязка зарядов, установка минных по­лей, выполнение нормативов преодоления зоны заграж­дения и др.
Поскольку степень подготовленности курсантов не одинакова, курсанты разных курсов на этапах выполняют различные задачи. Например, 1 курс - вязка заря­дов, 2 курс - расчет ВВ, 3 курс - подрывание двухпролетиого моста и т. д.
В ней участвуют почти все курсанты училища.
Итоги эстафеты после каждого состязания вывешиваются на специальном щите, установленном в центре городка училища, и на котором наглядно изображены все этапы и нормативы эстафеты.
Учебная программа училища исключительно насы­щена. Казалось бы, она не оставляет времени для творческой военно-научной работы. Но многие офицеры активно участвуют в ней. Подполковники Губин В. А. и Сайфулин Т. Г. написали и защитили кандидатские дис­сертации.
Коллектив преподавателей инженерного обеспечения боя и военно-инженерного цикла подготовил два мето­дических пособия по тактико-специальной подготовке для курсантов училища и подразделений инженерных войск.
Преподаватели электротехники и электротехнических средств написали "Руководство по материальной части и эксплуатации передвижных электрических станции ЭСБ-4ИД и ЭСБ-4ИЛ".
Коллектив преподавателей социально-экономического цикла написал пособие "Будущим офицерам - навыки воспитателя".
Учебное пособие "Методика оценки радиационной обстановки" написано полковником Терениным В.И.
Подготовлено для издания пособие по фортификации и военным дорогам.
Написание учебных пособий не единственное направ­ление военно-научной работы. Обобщение передового опыта обучения и воспитания, выступление со статьями в журналах и газетах - ее важнейшие составные части.
Широкое развитие военно-научной деятельности способствовало улучшению рационализаторской работы. В училище трудится большой отряд рационализаторов.
Их поиски постоянно направлены на совершенство­вание учебных пособий, на создание новых тренажеров, действующих моделей, электрифицированных схем. Неутомим и неистощим в поисках нового старшина сверхсрочной службы Бесхмельнов В. Д. 26 лет он находится в боевом строю. Скромного и обаятельного труженика, заслуженного воина с восемью правительственными на­градами уважает весь коллектив училища. Он один из активных рационализаторов. На его счету около 60 рационализаторских предложений. Только одно их перечисление заняло бы несколько страниц. Поэтому остано­вимся лишь на одном. В 1962 году он предложил изготовить приспособление для очистки тормозных колодок с силовым приводом двигателя автомобиля. Это приспо­собление не только облегчает труд ремонтников, но и позволяет производить сложные работы в полевых усло­виях без применения передвижных ремонтных средств.
В список активных рационализаторов необходимо включить подполковника Баранова А. П., инженер-майо­ра Нивина Б. В., инженер-майора Гусельникова П. Н. и десятки других офицеров, курсантов, солдат и сержантов.
Курсанты училища всегда отличались строевой вы­правкой и молодцеватым видом. Ими восхищались ленинградцы на парадах.
Учеба в военном училище - это напряженный ум­ственный и физический труд. Мозг и мышцы курсанта находятся в постоянном напряжении до десятка часов в сутки, а иногда, во время полевых выходов и учений, даже больше. Ни дождь, ни снег, никакая непогода не могут остановить учебный процесс. Чтобы в таких условиях успешно овладевать основами политических и воен­ных знаний, приобретать практические навыки работы на машинах, формировать командирские качества, тре­буется хорошая разрядка, активный и интересный отдых.
Досуг курсантов в училище рассматривается не как бесцельное препровождение времени, а как важное усло­вие морального, духовного и физического совершенствования молодого человека. Хороший отдых в выходные и праздничные дни дает дополнительные силы курсанту для успешной и напряженной работы в течение недели. Проведение выходных и праздничных дней плани­руется клубом и подразделениями так, чтобы удовлетво­рить самые разнообразные вкусы и интересы. Просмотр кинофильмов, концертов и спектаклей артистов Кали­нинграда и гастрольных коллективов, музыкальный лекторий, концерты художественной самодеятельности, экс­курсии по историческим местам и местам боев, походы в кино и драмтеатры города, экскурсии на предприятия, встречи с участниками боев, с передовиками производ­ства, проведение КВН, комсомольско-молодежных "огоньков", спортивных праздников и состязаний - та­ков далеко не полный перечень форм организации куль­турного досуга воинов.
Большую помощь партийным и комсомольским орга­низациям в воспитании курсантов, в организации их досуга, в развитии художественного вкуса оказывает библиотека, возглавляемая Ясюк Т. Д. Располагая обширным книжным фондом и фондом периодических изданий, она удовлетворяет самые разнообразные интересы курсантов.
По инициативе работников библиотеки и при их ак­тивном участии действует клуб литературных встреч. В программе его работы были встречи с писателями и поэтами области, консультации, обсуждение произведе­ний местных литераторов. Работники библиотеки - активные участники большинства читательских конферен­ций, проводимых в подразделениях.
Нельзя себе представить нормальную учебу курсан­тов без незаметного подчас, но очень значительного тру­да солдат, сержантов и офицеров подразделения обслуживания учебного процесса. Каждый день зимой и летом, в стужу и непогоду выходит на занятия и учения инженерная техника. Ее в училище по нескольку единиц на каждого солдата. И каждая машина должна быть своевременно подана на занятия в полной исправности. Вся тяжесть этого труда лежит на личном составе подразделения обслуживания. Училище не знает случая, чтобы занятие было сорвано по вине солдат, сержантов и офицеров этого подразделения.
Более того, многие механики-водители инженерных машин одновременно являются помощниками препода­вателей в обучении курсантов практическим работам на них. Они выступают в качестве инструкторов. Став классными специалистами, они с помощью преподавате­лей овладевают искусством передавать свои знания и навыки курсантам.
С большой теплотой и благодарностью отзываются курсанты о замечательных мастерах инженерных машин старшем сержанте Галинском В. Н., старшем сержанте Залезе Я. А., старшем сержанте Кусириие А. Н., стар­шем сержанте Пушка Ф. Т. и многих других. В их уме­лых и заботливых руках всегда исправная техника. Они всегда придут на помощь курсантам. Помогут преодо­леть робость и нервное напряжение тем, кто впервые садится за штурвал мощных машин.
Личный состав подразделения неоднократно выпол­нял правительственные задания. День и ночь, иногда сутками, не зная отдыха, трудились на уборке целинного урожая воины подразделения. И каждый раз они возвращались с наградами и поощрениями. В 1966 году старший лейтенант Маковский М. С. награжден ме­далью "За освоение целинных земель", а младший сер­жант Усьмединский, рядовые Палубинскас и Занерецкас - значком отличника уборки урожая, 8 военнослу­жащих получили Почетные грамоты ЦК ЛКСМ Казах­стана.
Активными помощниками офицеров в создании нор­мальных условий для учебного процесса, для быта и жизни курсантов являются сержанты и старшины сверхсрочной службы. Многие из них добросовестной работой снискали уважение всего личного состава. Среди них Ажняков И. П., Геновский К. Н., Мунькин М. Г., Осипчук В. И., Петрушенко А. Я., Федулов А. И. и другие.
Сложен учебный процесс. Он формирует будущего командира. Каждый год училище расстается со своими питомцами. Одно поколение курсантов сменяет другое. Но неизменно стоят на своем посту и несут скромную, но очень нужную вахту рабочие и служащие училища.
Преподаватели и командиры вооружают курсантов знаниями, прививают им практические навыки, развивают организаторские способности. В этом большом и благородном труде незаметны те, кто обслуживает обу­чение и воспитание.
В учебных мастерских, библиотеке, столовой, меди­цинской части, службах и отделах, циклах везде встретим рабочих и служащих. Многие из них давно связали свою жизнь с подготовкой курсантов. Добросовестно трудятся на своем посту врач Мальцева Г. И., заведую­щий санитарно-техническим хозяйством Козырев В. Ф., повар Чарук В. К., заведующая складом КЭО Лизенко Т. И., лаборантка Дубова Т. И., инструктор по учету партийных документов Шумилова О. П., заведующая машинописным бюро Сикирицкая Е. С., лаборантка Мо­локова Т. И., официантка Червинская Е. А. и многие другие.
Много и напряженно трудился коллектив училища. Итоги инспекторских проверок, итоги государственных экзаменов, отзывы о работе воспитанников училища в войсках дают оценку тому, чего добилось училище. Они показывают, что с каждым годом качество подготовки курсантов улучшается. Во всех актах государственных экзаменационных комиссий за последние годы отмечают­ся высокие теоретические знания, хорошие практические навыки выпускников. В подтверждение сказанному предоставим слово цифрам: в 1963 году с отличием учи­лище закончило 43 курсанта, в 1964 году - 71, в 1965 го­ду - 98, в 1966 году - 122. Занесено на Доску почета в 1963 году - 6, в 1964 году - 12, в 1965 году - 36, в 1966 году - 24 курсанта, в 1967 году - 28 курсантов.
Училище ежегодно провожает своих питомцев. Много радости доставляет день выпуска воспитателям и воспитуемым. Первые довольны плодами своего труда. Вторые горды сознанием того, что выходят на дорогу самостоятельной работы.
Командование и партийный комитет училища, коман­диры, партийные и комсомольские организации выпуск­ных подразделений делают все, чтобы дни после сдачи последнего государственного экзамена и выпуск на­всегда остались в сердцах и памяти тех, кто три года напряженно учился в его стенах, кто сроднился с ним, для кого училище стало вторым родным домом.
В последние годы появилась добрая традиция. В ночь после сдачи последнего государственного экзамена на берегу озера, расположенного недалеко от училища, устраивать праздничные торжества. Огромный костер озаряет июльскую ночь. Вокруг него раздаются песни, проводятся игры. Ветераны училища и покидающие его стены курсанты в дружеской беседе делятся воспомина­ниями. Не умолкая гремит музыка. До утра продолжает­ся веселье. На заре курсанты расходятся. Им остается пробыть в училище несколько дней в ожидании прика­за о присвоении воинского звания и о назначении на должности.
Оставшиеся до выпуска дни заполнены хорошим от­дыхом и добрыми делами.
Курсанты-выпускники, желая оставить о себе добрую память, занимаются благоустройством городка, украшают строевой плац, клуб училища, готовясь к выпускному вечеру.
Наконец, приказ о выпуске подписан.
На выпуск курсантов в 1966 году прибыл начальник инженерных войск Министерства обороны СССР генерал-полковник инженерных войск Харченко В. К. Присутствие на выпуске начальника инженерных войск Министерства обороны СССР стало традиционным. Сам по себе этот факт подчеркивает огромную роль училища в подготовке инженерных командиров.
На празднично украшенном строевом плацу флаги, призывы, напутствия выпускникам: "Слава новому отря­ду офицеров инженерных войск"; "В добрый путь, молодые офицеры" и др.
Торжественно замер строй личного состава училища. Счастливы, светятся улыбкой лица курсантов-выпускников. В первой шеренге лучшие из лучших. Переполнены трибуны и места для гостей. Здесь представители партийных и советских органов города Калининграда и области, шефы, родные и близкие, знакомые выпускни­ков. Перед трибунами с букетами ярких цветов, сияю­щие от радости, стоят юные пионеры подшефной школы. Они счастливы, что им поручено вручить букеты цветов лучшим выпускникам.
Доложив начальнику инженерных войск Министер­ства обороны СССР генерал-полковнику Харченко В. К. о построении по случаю очередного выпуска курсантов, начальник училища генерал-майор инженерных войск Анищеико И. П. открыл митинг. Он говорил об итогах выпуска, кратко напутствовал молодых офицеров и же­лал им творческих удач на благородном поприще офи­церов инженерных войск.
С яркой речью к выпускникам обратился. генерал-полковник Харченко В. К.
Представитель областного комитета партии Носачев Н. А. поздравил училище с новым выпуском.
Один за другим сменяются ораторы.
Слово предоставляется отличнику учебы - выпускни­ку Авилову П. В. Он поблагодарил Партию и Правительство за заботу о подготовке командных кадров. С особой теплотой обратился к тем, кто в течение трех лет обучал и воспитывал их. Пожелал личному составу новых успехов в подготовке командиров для инженер­ных войск. В конце своего выступления от имени всех выпускников он заверил, что ждановцы своими делами будут славить родное училище.
Митинг окончен. Зачитывается приказ Министра обо­роны Союза ССР.
Под барабанную дробь четким, красивым шагом выхо­дит первая шеренга. Поздравляя каждого, начальник ин­женерных войск Министерства обороны СССР генерал-полковник Харченко В. К. вручает выпускникам, занесен­ным на Доску почета, дипломы об окончании училища.
В строю необычное оживление. От трибуны устремились навстречу первой шеренге юные пионеры. Они вру­чают молодым офицерам букеты цветов.
Вновь раздается барабанная дробь. Одна шеренга сменяет другую. Официальная часть окончена.
В последний раз по строевому плацу проходят стройные колонны молодых офицеров.
Вечером состоялся торжественный ужин, посвящен­ный очередному выпуску.
Еще раз в товарищеской обстановке с теплыми сло­вами приветствия обратился к молодым офицерам Начальник инженерных войск Министерства обороны Сою­за ССР генерал-полковник инженерных войск Харченко В. К. Он пожелал им больших успехов в благородном деле обучения и воспитания подчиненных, в деле укреп­ления могущества Советских Вооруженных Сил.
Под долго несмолкающие аплодисменты он вручил бывшему курсанту Коржень В. С. значок Мастера спор­та СССР.
Так каждый год провожает своих питомцев училище.
Во всех уголках нашей необъятной Родины несут почётную боевую вахту ждановцы.
Своими делами, ратными подвигами они славят род­ное училище.
 
часть 3         § 4

 
Категория: Книги | Добавил: Ермаков (21.11.2010)
Просмотров: 2436 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск