| КАТАЕВ Павел Никандрович (19.11.1901 – ?)
Советский военный инженер Подполковник Старший преподаватель маскировки | |
Русский. Родился в д. Емалаевской (Зыковский район Кировской области).
... В рядах РККА с 10.1922 г. Член ВКП(б). … 1936 – окончил ВИА им. В.В. Куйбышева. Военный инженер. Направлен на преподавательскую работу в Ленинградскую ОКВИШ им. Коминтерна. Служил в Ленинградском КВИУ им. А.А. Жданова. Старший преподаватель маскировки. Военинженер 2 ранга. Участник Великой Отечественной войны. Воевал на Ленинградском фронте. Помощник начальника Инженерного отдела Лужской оперативной группы, созданной 4.7.1941 г. Воевал в составе 80сд 8А Брянского фронта. 5.1942 – старший помощник начальника Технического отдела Штаба инженерных войск Западного фронта. Осуществлял планирование и проведение маскировочных мероприятий фронтового значения, обеспечив их высокую эффективность. Противник был дезориентирован в определении участков действительного наступления наших армий, производил перегруппировку сил, неоднократно бомбил ложные районы сосредоточения. Непосредственно в этих районах руководил подразделениями при имитации в районах пожаров и другой ложной деятельности, обманывая авиацию противника. За проведение двух маскировочных операций, обеспечивших успешное наступление наших армий начальником Технического отдела полковником В.Н. Ястребовым представлен (28.9.1942) и награжден орденом Красной Звезды (№ 169 от 12.2.1943 г.). ... Подполковник. За выслугу лет награжден орденом Красного Знамени (Указ Президиума ВС СССР № 219/166 от 3.11.1944 г.). Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (9.5.1945). ... За выслугу лет награжден орденом Ленина (Указ Президиума ВС СССР от 6.11.1947 г.). Уволен из Вооруженных Сил в запас (16.12.1948). ... Пример создания ложных переправ под руководством П.Н. Катаева
1. Армейские саперы (50А) возвели ложный мост из подручного материала на расстоянии 200 м от существующего через р. Свотица в районе Посиха. При налете авиации противника бомбардировке подверглись оба моста. Внимание противника было этим рассредоточено и наибольшее разрушение было нанесено ложному мосту. 2. С 6.3 по 27.4.1942 г. в районе Колышево через р. Угра была оборудована ложная зимняя переправа с целью отвлечения авиации противника от действительной. Техника выполнения работ заключалась: а) в имитации следов транспорта (шириною в 8 м) путем присыпки золой, хвоей, навозом; б) в устройстве макетов четырех паромных лодок, двух ложных пристаней и двух зенитных установок; в) в устройстве снежных макетов автомашин в количестве 10 шт. Ложная переправа вызвала активные действия авиации противника. За время ее существования над переправой появлялось 35 самолетов. Было сброшено 19 бомб. Переправа 4 раза бомбардировалась и 2 раза обстреливалась из пулеметов. Источники информации
1. Под общей редакцией Жигайло В.В. Старейшее инженерное. Исторический очерк. – Калининград: «Калининградская правда», 1978. 2. Наградные документы. Брюховецкий Р.И.
|