| АНАСТАСИЙ (БРАТАНОВСКИЙ-РОМАНЕНКО Андрей Семенович) (16.10.1761 – 7.12.1806)
Русский проповедник и педагог Архиепископ Духовный писатель, переводчик Действительный член РАН Законоучитель АИШКК
|
|
Родом из д. Барышевки Переяславского уезда Полтавской губернии. Сын малороссийского дворянина, протоиерея при церкви Рождества Богородицы и одновременно председателя местного Духовного Правления Симеона Кондратьевича. 1782 – окончил Переяславскую семинарию. 1782 – преподаватель Севской семинарии, потом (1783) Вологодской, а затем в семинарию Кирилло-Белозерского монастыря. Кроме поэзии и арифметики, около 3 лет обучал риторике, истории и географии. …Сверх сего архиерей Ириней Братонович поручил ему в воскресные дни толковать в церкви Священное Писание и говорить, иногда, проповеди. На этом поприще он сделался предметом удивления целого города: все стекались слушать его, восхищаясь увлекательным красноречием, и не менее кротостью, смирением, которые сохранил он среди самых успехов. 1787 – учитель поэзии в Александро-Невской семинарии. 26.6.1790 – принял монашество и наречен Анастасием. Преподавал риторику, математику, историю и географию в Александро-Невской семинарии. 4.1791 – принял благодать священства. 1792 – исполнял обязанности катехизатора, а затем законоучителя АИШКК. 8.9.1792 – произведен архимандритом Троицкого Зеленецкого монастыря, с сохранением должности законоучителя АИШКК. 1793 – придворный проповедник. Его сравнивали с французским проповедником Массильйоном. «Анастасию или должно подражать, или превзойти его; но и то и другое равно невозможно». Екатерина II. Избран действительным членом Императорской Академии Наук (29.4.1794). Был знатоком и любителем церковного пения. Сочинил кантаты: «Все на свет превратно» и «Коль славен наш Господь в Сионе», положенный на ноты знаменитым композитором Бортнянским. 1795 – назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. 1796 – архимандрит Московского Новоспасского монастыря. 12.11.1796 – пожалован Павлом I в члены Святейшего Синода с повелением быть снова законоучителем АИШКК. 20.12.1797 – посвящен в большой Придворной церкви в епископа Могилевского и Белорусского с награждением орденом св. Анны 1 ст. По поручению Павла I размножил и исправил труд Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи» (1801). 15.9.1801 – Александр I в день своего коронования возвел Анастасия в сан архиепископа. С 4.12.1803 – архиепископ Могилевский и Витебский. 1805 – вошел в состав Правительствующего Синода. Переехал в Санкт-Петербург. Будучи в Санкт-Петербурге присутствующим в Святейшем Синоде, составил план преобразования духовных училищ, за что награжден алмазною панагиею. Недолго оставался в столице, климат которой содействовал развитию чахотки. По своему желанию, в силу слабости здоровья, был назначен в Астрахань.
20.12.1805 – архиепископ Астраханский и Моздокский. Наиболее известные труды: Трактат de concion de dispotinibus formandis in jusum juventutis; Перевод: Плач Иеремии пророка; Истинный мессия или доказательство пришествия И. Христа и его Божества; Опыты совершенств из Формея. Его речи изданы под заглавием: «Поучительные слова» в 4 частях; Исследование свойства субботы и покоя нового завета, соч. Кондееля. По прибытии в Астрахань начал собирать толкование на Евангелие Иоанна Богослова, толкованное им в Могилеве по воскресным и праздничным дням (труд не окончен). Возможно, что у него остались в рукописях и другие сочинения, так как незадолго до смерти он писал своему другу: «Есть у меня мои труды, но иные не выправленные, другие не оконченные, третье не переписаны, Бог знает, приведу ли к концу недоконченные». Скончался от наследственной чахотки. Собрание речей издано в 1796-1814 гг. и в 1850 г. Источники информации
Брюховецкий Р.И.
|