лось, что в Сталинград гражданским дороги нет. Что его попросту задержат у переправы да отправят в далекий тыл. А в тылу у Виталика не было ни единой родной души. Его мать, управделами областной прокуратуры, еще в первые дни войны ушла добровольцем на фронт. Что делать? Куда идти? Может быть, строгий главврач попросту пожалел парнишку. А может, в госпитале действительно позарез нужны были лишние руки. Как бы то нибыло, но Виталику повезло. Ему предложили остаться. Кем? Помощником водителя. Но не кобылы, а новенького грузовика "Форда", полученного по ленд-лизу. Правда, баранку доверили Коваленко не сразу. Сначала ему пришлось "слегка" подучиться у бывалого шофера - дяди Вани. Курская дуга, Восточная и Западная Украина. Не одну сотню фронтовых верст намотал Виталий на безотказном "американце". Не обошлось и без рискованных приключений... - Однажды, это было на Львовщине, катил я вечером по лесной дороге - вез продукты в госпиталь. Места там глухие, пустынные. Как раз для засады. И только подумал об этом, как сбоку застучал автомат. А следом - с другой стороны. Я, конечно, газанул до предела. Левая рука - на руле. Правой - за ППШ. Палю наугад, а в голове одна мысль: только бы мотор не заглох... Возможно, так бы и пришлось Коваленко въехать в мирное время на госпитальном "Форде", если бы не случай. Однажды доставили в госпиталь нескольких раненых солдат из 211-й стрелковой дивизии. Веселые вояки частенько подтрунивали над юным шофером - мол, войне скоро конец, а ты пороха по-настоящему еще и не нюхал. Когда, подлечившись, они отправились на передовую, Виталий втихаря ушел с ними. Случилось это в ноябре сорок четвертого. - В дивизии определили меня в связные и даже дали трофейный двухцилиндровый мотоцикл марки "Пух". Отменная оказалась машина, но с одним изъяном - с испорченным сигналом. Долго я возился, пытаясь его отремонтировать. Тщетно. Но однажды осенило - почему бы на место старого сигнала не приделать что-нибудь родственное. Раздобыл я сигнал от автомобиля да и прикрутил на скобе к рулю. Получилась весьма любопытная конструкция. Ноу-хау, одним словом. Благодаря тому ноу-хау я, кстати, и жизнь сохранил, и первую награду заработал... Поручили Коваленко доставить в один из полков срочную и важную депешу. Дорогу он знал как свои пять пальцев, а потому мчался на большой скорости. Случайным ли был тот, натянутый поперек дороги, телефонный провод, или кто-то специально охотился на связного - осталось за кадром. Ясно одно: Виталия защитила громоздкая самоделка. Как потом выяснили "смершевцы", кабель был натянут аккурат на уровне шеи мотоциклиста. За выполненный приказ пятнадцатилетний Виталий Коваленко был награжден медалью "За боевые заслуги". Вручая медаль, комдив, которому сообщили о дорожном инциденте, заметил: "Ты, брат, в счастливой рубашке родился. Знать, будешь жить до ста лет". Свой боевой путь Коваленко закончил под Прагой спустя два дня после победного салюта. Еще два безумно долгих дня бойцы 211-й краснознаменной дивизии добивали власовцев, отчаянно пытавшихся прорваться к американцам. Еще два дня звучали выстрелы, рвались гранаты. Еще два дня не успевшая "накушаться" война собирала свой жуткий урожай. Из того горячего мая у Коваленко остался волнительный сувенир - маленький клочок бумаги. Он хранит его как зеницу ока - подписанную командиром части дарственную на мотоцикл марки "Пух". Родина встретила фронтовика неласково. Пограничники попытались было отобрать у солдата командирский подарок - немецкий мотоцикл. Трофей отстояли однополчане, едва не разорвавшие "тыловых крыс" на части. На роскошной по тем временам иномарке, звеня боевыми медалями, Виталий вернулся домой. Вернулся, чтобы вновь пойти в школу. В шестой класс... Потом были военное училище, академия, служба в танковых и десантных войсках, прыжки с парашютом, погоны полковника и вновь школа. Школа № 26 в Калининграде, где Коваленко преподавал начальную военную подготовку. Горбачевская перестройка оставила Виталия Ивановича без копейки. Чтобы выжить, нужно было срочно что-то придумать. И он придумал... дублирующее устройство для обучения "чайников" вождению. Это хитроумное устройство устанавливается на любой автомобиль чуть ли не за несколько секунд. В авторском свидетельстве оно фигурирует под именем "Дублер". Оставался пустяк - нанять инструкторов и дать рекламное объявление в газету. Мол, автошкола "Дублер" обучает вождению на ваших авто. В первую частную автошколу Калининграда не избалованные тогда клиенты ринулись табунами. И вот результат. Сегодня Коваленко - владелец популярных автокурсов. В общем, ему, что называется, по жизни повезло. Почему? Наверное, потому, что родился в рубашке. Не в одной - в трех. |