ВЕНДРИХ фон Альфред Альфредович (28.10.1845 – после 1917)
Русский военный инженер и преподаватель Генерал-лейтенант Сенатор Преподаватель железнодорожного дела
Награды: ордена: св. Владимира 4 ст., св. Владимира 3 ст. (1892), св. Станислава 1 ст. (1899), св. Анны 1 ст. (1902), св. Владимира 2 ст. (1907), Белого Орла (1913); знак за 40 лет беспорочной службы.
Лютеранского вероисповедания. Родился в Москве. Отец Альфред-Юмус Федорович – доктор медицины и хирургии. Мать Елизавета Федоровна. Из дворян. Прадед Георг-Вильгельм Вендрих, известный ученый-путешественник, за научные достижения возведен (1785) императором Иосифом II в потомственное дворянское достоинство Священной Римской империи; владея имениями в Эстляндии, принял российское подданство. Отец – был доктором медицины и хирургии в Москве. Воспитывался в Александровском сиротском КК в Москве, откуда старшим унтер-офицером переведен (25.8.1863) в Александровское ВУ. Фельдфебель. 1864 – окончил Александровское ВУ по 1 разряду. Выпущен прапорщиком (ст. 23.5.1864) в Гренадерский сапб. Подпоручик (ст. 27.6.1865). Поручик (ст. 11.7.1868). 1869 – окончил Николаевскую ИА по 1 разряду. Военный инженер. Штабс-капитан (ст. 6.11.1869). Находился в командировках по сооружению и эксплуатации железных дорог. Капитан (ст. 8.4.1873). 23.10.1882-1.11.1885 – состоял в запасе военных инженеров. Подполковник (ст. 28.1.1883, за отличие). 1886 – штатный преподаватель железнодорожного дела в Николаевской ИА и ИУ. Полковник (ст. 30.8.1887, за отличие). 1889 – старший инспектор железных дорог при Министре путей сообщения (МПС). Во время голода (1891-92) получил широкие полномочия управлять перевозками по доставке хлеба голодающим по всей рельсовой сети России и боролся с обнаруженными им беспорядками и огромными залежами грузов на железных дорогах. Своими распоряжениями вызвал дезорганизацию железнодорожного сообщения, нанеся государству ущерб в 12 млн. руб. Деятельность Вендриха получила широкую известность. В связи с этим С.Ю. Витте писал: «Человек он очень почтенный, вообще в материальном отношении человек очень честный и порядочный; но весьма ограниченный. Он именно так ограничен, как могут быть ограничены только немцы; эта ограниченность особого рода – шорная ограниченность, такие люди находятся в шорах... Это просто люди с крайне недалеким прямолинейным взглядом... И вот, так как Вендрих главным образом всегда считался специалистом по оборотам налогов, то, когда при министре путей сообщения Гюббенете сделались большие залежи на железных дорогах, Гюббенет выставил Вендриха как лицо, которое должно принять меры для уничтожения этих залежей... Получив это назначение, Вендрих поехал по всем железным дорогам приводить их в порядок... он предъявлял к агентам железных дорог такие требования, которые были неисполнимы и очень грубы. Но, в конце концов, все же иногда своими распоряжениями по уничтожению железнодорожной залежи он принес пользу; так как он был человеком назначенным и с особыми полномочиями, то, конечно, он несколько, так сказать, будил деятельность железных дорог там, где она находилась в состоянии спячки, но, в общем, он скорее запутывал дело, чем приносил пользу... В конце концов, император Александр III стал предъявлять Гюббенету требования об увольнении тех или других лиц за неисправности железных дорог. Требования эти исходили от аттестаций полковника Вендриха, часто совершенно неправильных. Государь же прислушивался к мнению Вендриха именно потому, что он был военный... Гюббенет уклонялся выполнить некоторые повеления государя императора, в результате он должен был уйти. Тогда естественным кандидатом на пост министра путей сообщения явился Вендрих. Но когда кандидатура Вендриха была поставлена, то это всех, знающих его ограниченность и его самодурство (присущее всем ограниченным людям), очень испугало. Его терпели и, может быть, даже рекомендовали на какую-нибудь второстепенную роль, но когда явилась мысль о том, чтобы назначить его министром путей сообщения, то, конечно, все испугались и начали отговаривать государя. Все, зная Вендриха, понимали, что ... его можно рекомендовать именно только на такие роли, как поехать, распорядиться и т.п.». 1892 – главный инспектор и заведующий Центральной инспекцией железных дорог. 7.3.1893 – член Инженерного совета МПС. Генерал-майор (ст. 6.12.1897, за отличие). Неоднократно выезжал за границу для изучения вопросов железнодорожного дела. Генерал-лейтенант (ст. 6.12.1905, за отличие). 1.1.1907 – начальник Управления железных дорог и член от МПС в состоящем при Министерстве финансов совете по тарифным делам. Вновь управлял (1907) перевозками хлебных грузов в местности, пострадавшие от неурожая, будучи назначен начальником Управления казенных и частных железных дорог. 28.6.1907 – состоял товарищем Министра путей сообщения Н.К. Шауфуса. 8.10.1908 – назначен сенатором. На лето 1916 – в том же чине и должности. Автор большого количества книг, посвященных не только эксплуатации железных дорог в военное время и военным перевозкам, но и ряду других вопросов железнодорожного хозяйства. Известен работами в области статистики путей сообщения. Многочисленные труды публиковались также в периодических изданиях: «Русском инвалиде», «Инженерном журнале», «Журнале Министерства путей сообщения», «Русском вестнике», «Московских ведомостях», «Новом времени» и т.д.
... Братья и сестры: Фридрих (Федор) (21.5.1838 – ?) – надворный советник, жалован (1.7.1860) дипломом на потомственное дворянское достоинство; Амалия-Екатерина (27.3.1841 – ?); Александр (1.9.1941 – до 1869) – окончил Николаевское ИУ (1860), теоретический класс Николаевской ИА (1861), военный инженер, выпущен прапорщиком в 3сапб; Юлия (2.5.1845 – ?). Возможно, Амалия и Юлия – приемные дети.