ШАУФУС
(ШАФФГАУЗЕН-ШЕНБЕРГ-ЭК-ШАУФУС)
Николай Константинович
(7.12.1846 – 29.11.1911)
Русский военный инженер
Государственный деятель
Член Государственного Совета
Министр путей сообщения
Генерал-лейтенант
Репетитор Николаевской ИА и ИУ |
|
Награды: ордена: св. Станислава 3 ст. (1878), св. Станислава 3 ст. (1879), св. Владимира 4 ст. (1892), св. Владимира 3 ст. (1896), св. Станислава 1 ст. (1904), св. Анны 1 ст. (1908), св. Владимира 2 ст. (1911); иностранные: персидский – Льва и Солнца 4 ст. (1878), сербский – Такова 3 ст. (1892), бухарский – Золотой Звезды 2 ст. (1897), румынский – Короны большой офицерский крест (1901), болгарский – св. Александра 2 ст. (1901), бухарский – Тадж с алмазами (1907), австрийский – Леопольда большой крест (1909).
Православный.
Из дворян Харьковской губернии (присягу на российское подданство принял в 1890 г.).
1863 – окончил 2 Московский КК. Вступил в службу в ВУ.
1864 – окончил с отличием 3 Александровское ВУ. Офицер (23.5.1864).
5.1864 – служил прапорщиком в Гренадерском сапб. Подпоручик (27.7.1865).
1866 – поступил в Николаевскую ИА. Поручик (25.11.1868).
1869 – окончил дополнительный класс Николаевской ИА по 1 разряду и первым по выпуску с занесением имени на мраморную академическую доску. Выпущен в военные инженеры поручиком.
3.6.1869-11.2.1892 – репетитор по строительному искусству при Николаевской ИА и ИУ. Штабс-капитан (16.4.1872). Причислен к Инженерному корпусу, с разрешения Военного министра служил на частных железных дорогах. | Командирован (1869) на частную железнодорожную службу в общество Рязанско-Козловской железной дороги на должность начальника движения. Состоял (1875) на службе общества Курско-Киевской железной дороги начальником службы пути и зданий. Капитан (13.4.1875). Управляющий (1878) Курско-Киевской железной дорогой. Подполковник (3.3.1889, за отличие).11.2.1892 – директор Московско-Курской железной дороги (с оставлением по ИВ). 1.1.1893 – начальник Московско-Нижегородской и Муромской, с 1899 – Николаевской железных дорог. Полковник (28.3.1893, за отличие). Одновременно штатный инженер 5 (с 1893) и 4 (с 1901) класса при МПС. Член Комиссии для рассмотрения вопроса о соединении финляндских железных дорог с сетью железных дорог Империи (1903), попечитель Петербургского технического железнодорожного училища (с 1903), сверхштатный член Инженерного комитета ГИУ (с 1904). Генерал-майор (1904). С 1905 – начальник Управления железных дорог МПС и член от министерства в Совете по тарифным делам при Министерстве финансов. |
25.4.1906-29.1.1909 – Министр путей сообщения, с 6.1906 – штатный член Инженерного комитета, с 1.1908 – член Государственного Совета по назначению. Генерал-лейтенант (1906).
Отличался высокой компетентностью в вопросах строительства и эксплуатации железных дорог, но мало проявлял себя как государственный деятель. На заседаниях Совета министров занимал пассивную позицию.
Ушел в отставку с поста Министра путей сообщения из-за развития тяжелой болезни и разногласий с председателем Совета министров П.А. Столыпиным.
С 3.1909 – член 2 департамента и постоянной финансовой комиссии Государственного Совета.
Женат на Людмиле Ивановне, урожденной Тихомировой, дочери действительного статского советника. Сын Константин (1880 – ?).
Умер в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.
Источники информации
1. Список полковникам по старшинству (1899).
Брюховецкий Р.И. |