Вторник, 26.09.2017, 08:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Воспитатели и Учителя Альма Матер

Категории раздела
Периоды [15]
Выпускники [3]
УиС [25]
Руководители отделов и служб Управления училища.
Кафедры [26]
Факультеты [3]
Воспитатели [68]
Учителя [161]
Политработники [12]
Книги [53]
об училище
СМИ [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Учителя

Ястржембский Н.Ф.

ЯСТРЖЕМБСКИЙ
Николай Феликсович

(10.7.1808 – 1874)

Русский инженер путей сообщения
Ученый и преподаватель
Писатель и переводчик
Профессор
Инженер-полковник
Преподаватель прикладной механики


Родился в поместье Борисовщина  Речицкого уезда Минской губернии, в семье межевого судьи. Встречается написание фамилии на белорусском языке – Ястрэбскi.
Воспитывался сначала дома.
1830 – окончил физико-математический факультет Виленского университета.
Поступил в Институт Корпуса инженеров путей сообщения портупей-прапорщиком. Прапорщик (1830).
1832 – окончил Институт Корпуса инженеров путей сообщения с отличием. Его имя было занесено на мраморную доску в конференц-зале. Выпущен поручиком и был оставлен при Институте репетитором.
Специалист в области сопротивления материалов, строительной механики и мостостроения.
Опубликовал (1835) в «Журнале Путей Сообщения» статью: «Влияние способа прикрепления цепей на сопротивление устоев висячих мостов».
1837 – помощник профессора по части курса построений и практической механики и в то же время был приглашен читать практическую механику в Технологическом институте, математику в бывшем Училище гражданских инженеров и механику во 2КК.
Стал деятельным сотрудником «Журнала Путей Сообщения», в котором поместил целый ряд научных статей и переводов: «Описание динамометрического нажима, употребляемого для изменения количества действия, принимаемого круговращающимися частями машин» (1836), «Общая теория движения машин» (1838), «Выводы из опытов над трением, произведенных Мореном» (1839), «Записка о чугунных шлюзных воротах, устроенных на Бокерском канале в Южной Франции инженером Эмилем Мартеном» (перевод с французского, 1837), «О начертании вериальных выкружий в шлюзах» (перевод с французского, 1837), «О построении мостовых арок из чугуна» (1840), «О висячих мостах», «Формулы, служащие для решения разного рода вопросов из гидравлики Сен-Гилема» (перевод с французского) и др. Составил «Курс практической механики" (1838, 2 тома), за который Санкт-Петербургской Академией Наук был удостоен Демидовской премии (1939).
Ученик П.П. Мельникова. По его рекомендации совместно с С.В. Кербедзом  вел курс прикладной механики в Институте гражданских инженеров, в Главном ИУ и в Петербургском технологическом институте.
1843 – назначен секретарем конференции Института путей сообщения и помощником редактора «Журнала Путей Сообщения»,
1844 – назначен профессором механики и составления заводских проектов, а также членом комитета для составления строительного устава. Инженер-полковник.
Кроме того, поручено (1844) было составить для института Курс о мастерствах и Атлас чертежей образцовых механических устройств.
1848 – переведен в Могилёв и приступил там к работе в качестве начальника Могилёвского округа путей сообщения. Позднее в своих мемуарах «Записки инженера» утверждал, что сделал это по собственному желанию; однако есть предположение, что причиной перевода стало участие его двоюродного брата, И.Л. Ястржембского который, закончив Харьковский университет, преподавал в Институте корпуса инженеров путей сообщения политэкономию и статистику и вместе с Ф.М. Достоевским входил в революционный кружок петрашевцев. На эшафоте Иван, приговоренный к смерти после продолжительной отсидки в Петропавловской крепости, тоже стоял рядом с Достоевским. В последний момент ему, как и великому писателю, смертная казнь была заменена каторгой и ссылкой.
Руководил строительством шоссе Могилёв – Киев, дороги из Могилёва в Бобруйск, шоссе от Могилёва до Довска; спроектировал мост через Западную Двину в Витебске и мост через Днепр в Могилёве.
6.7.1859 г. в Могилеве на торгах местному купцу Хаиму Цейтлину был сдан подряд на строительство деревянного моста арочного типа через Днепр длиной 90 саженей (свыше 190 м).
Работы были начаты и закончены местными плотниками и другими спецами точно в одно лето 1860 г. 30 августа могилевский архиепископ торжественно освятил вновь построенный мост. Тогда же ему было присвоено имя императора Александра I, не раз бывавшего в городе.

Мост действенно и эффективно проработал более 80 лет! Природа была не властна над этим – деревянным! – произведением инженерного искусства. Мост был взорван героическими защитниками окруженного Могилева в конце июля 1941 г.
В Могилёве построил и первую на белорусской земле паровую мельницу.
10.1862 – непременный член костромской губернской строительной и дорожной комиссии.
2.1863 – вышел в отставку.
Получил известность в литературных кругах, когда в результате недоразумения (1872) в журнале «Русская старина» были опубликованы варианты и отрывки из якобы второго тома «Мёртвых душ» Гоголя. В действительности они оказались стилизацией, автором которой был Ястржембский. Курьез закончился признанием редакции, что над ней пошутили.
В последние годы активно интересовался экономическими проблемами и писал книгу под названием «Главные основы двойной бухгалтерии».
Жил в Могилёве, где скончался (1874) и похоронен. Дата смерти и место захоронения неизвестны.

Источники информации

Брюховецкий Р.И.
 
Категория: Учителя | Добавил: 2051 (07.02.2015)
Просмотров: 320 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск