| КЕРБЕДЗ Станислав Валерианович (10.3.1810 – 19.4.1899)
Русский инженер-мостостроитель и архитектор Ученый и преподаватель Член-корреспондент Петербургской АН Тайный советник Генерал-майор Преподаватель механики |
|
Поляк. Уроженец Ковенской губернии. Образование получил в Виленском университете. С 1828 – жил в Петербурге. 1831 – окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения, где преподавал на кафедре прикладной механики и строительной техники. | Преподавал в Главном ИУ (с 1835), Горном институте (с 1836) и университете (с 1841). 1837 – назначен помощником профессора курсов построения и прикладной механики. Командирован (1838-39) за границу для обзора иностранных путей сообщения. В докладе о поездке, составленном вместе с П.П. Мельниковым, впервые был выдвинут вопрос о постройке железных дорог в России. С 1842 – преподаватель Института корпуса инженеров путей сообщения. Профессор (1842). Автор проекта (1840-42) и руководитель работ первого постановления Благовещенского моста через Большую Неву (с 1855 – Николаевский, с 1918-15.8.2007 – мост носил название в память о герое первой русской революции, поручике Черноморского флота и одном из руководителей Севастопольского восстания (1905) Петре Петровиче Шмидте). Капитан (на 1843). По легенде, Николай I, чтобы стимулировать строительство, в возможность которого мало кто верил, пообещал за каждый возведенный пролет моста по чину. |
«В 1842-1850 годах по проекту Кербедза велось строительство первого постоянного арочного чугунного моста через Неву. Работу затрудняло быстрое течение и большая глубина реки. Гранит был привезен из Финляндии, а фундамент был установлен на укрепленном сваями дне реки. При проведении работ использован воздушный колокол. Мост был гигантского размера: состоял из 8 составных частей – 7 дуговых, а 8-ое двукрылое было разводное с проемом ширины 21 метра для судоходства. На церемонии открытия моста присутствовал сам Николай I с сыновьями. Царская семья прошествовала пешком по мосту на Васильевский остров. Впечатление от моста было столь велико, что царь расцеловал талантливого инженера. Николай I по достоинству оценил труд польского инженера, наградив его чином генерал-майора и рангом Тайного советника». Почётный вольный общник АХ (1850). Член-корреспондент Петербургской АН (1851). 1852 – помощник управляющего строительством Петербургско-Варшавской железной дороги. По его проекту построены через р. Лугу (1852-57) и через р. Вислу в Варшаве (1861-63) мосты, имевшие железные решетчатые фермы с коробчатыми поясами и жесткими раскосами (в отличие от известных в то время ферм с плоскими раскосами), что было крупным нововведением в мостовой технике. 1856-57 – автор проекта и руководитель строительства Петербургско-Петергофской железной дороги. 1858 – член Совета Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Почетный член Петербургской АН (1858). 1869 – председатель Комиссии по рассмотрению проекта Литейного моста через Неву. 1872 – председатель Комиссии для составления проекта Морского канала в Петербурге. Император Александра I пожертвовал (1880) для учреждения в Институте инженеров путей сообщения трех стипендий имени тайного советника, инженера путей сообщения С.В. Кербедза. 1887 – председатель Технического совета Министерства путей сообщения. С 1891 – в отставке. Жил в Варшаве. Кербедзу принадлежит видная роль в развитии теории и практики мостостроения в России; провёл фундаментальные исследования по определению прочности заклёпочных соединений, норм допускаемых напряжений для железа, а также в области оснований мостовых опор. Умер в Варшаве. Похоронен на кладбище Повонзки. Источники информации
Брюховецкий Р.И.
|