Инженерным войскам - 275 лет. Краткий исторический очерк.
Глава I
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
В начале XVIII века в России произошли глубокие социально-экономические перемены. Сбрасывая пережитки патриархальной старины, она стремительно пошла по пути возрождения, набирая экономическую и военную силу. Этот рывок во многом был обусловлен решительными преобразованиями, проведенными Петром I и его правительством во всех областях государственной жизни страны.
В результате осуществленной военной реформы вместо ликвидированных дворянских ополчений была создана постоянная регулярная армия с единой структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Пополнялась армия путем систематических рекрутских наборов из зависимых слоев населения. Офицерский состав пополнялся за счет обучения дворян в рядах гвардейских дворянских полков или в специально организованных школах.
Создав регулярную армию и флот, Петр I начал борьбу за выход к Балтийскому морю. Это диктовалось внутренним развитием страны: нужен был свободный доступ к морскому побережью для дальнейшего экономического роста; требовалось установление более тесных и разносторонних связей с передовыми европейскими странами; необходимо было укрепить суверенитет страны и успехами в ратном деле доказать, что никому не будет дозволено нарушить его.
Полководческое дарование подсказало молодому царю, что успех боевых действий войск во многом зависит от уровня развития военно-инженерного дела. «Инженеры,— подчеркивалось в воинском уставе того времени, — зело потребны суть при атаке или обороне какова места; и надле-
5
жит таких иметь, которые не токмо фортификацию основательно разумели, и в том уже служили, но чтоб и мужественны были, понеже сей чин паче других страху подвержен есть».
Петру I принадлежит заслуга в создании первых регулярных инженерных подразделений. Первые упоминания о разработке штатов минерной роты встречаются в 1702 году и команды понтонеров в 1704 году. 19 февраля (8 февраля по старому стилю) 1712 г. указом Петра I были утверждены первые штаты минерной роты и команды понтонеров. С этого дня и исчисляется начало официального существования регулярных инженерных войск (1).
1. ПСЗ, т. IV, с. 792; т. XVIII, отд. I, с. 7, 9.
В это же время было введено обязательное обучение родов войск «инженерству», что закладывало основы их инженерной подготовки. В армии вводилось инженерное образование. Первая инженерная школа была основана в 1701 г. в Москве для подготовки офицеров-инженеров (2).
2. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Ф. 2, on. 1, д. 4, л. 894.
Эта инженерная школа и явилась началом родословной Калининградского (бывшего Ленинградского) высшего инженерного ордена Ленина Краснознаменного училища инженерных войск имени А. А. Жданова, которое в 1986 году отметило 285-ю годовщину своего существования.
В 1719 г. такая школа была образована и в Петербурге, а в 1723 г. обе школы объединились в Петербургскую.
В связи с возросшим значением военно-инженерного дела и для руководства им в 1722 г. была создана специальная инженерная контора, которая положила начало образованию инженерного корпуса в русской армии.
Перестройка русской армии в начале XVIII века была закреплена в воинском уставе 1716 г. Инженерные войска имели по этому уставу облик строевых войск. В нем говорилось, что «...когда инженер пеш марширует, тогда имеет он ружье свое, мушкет, пистолет и лядунку».
При Петре I дальнейшее широкое развитие получили фортификационная подготовка полей сражения, укрепление границ, в том числе морского побережья Балтийского и Белого морей, осадное искусство, а также организация переправы войск через реки.
Еще до Петра I появляется и специальная военная литература, в том числе «Устав ратных пушкарских и других
6
дел, касающихся до военной науки» (1621 г.), книга «Фундамент фортификации» и другие, в которых изложены положения о способах строительства и осады крепостей. Все это свидетельствует о том, что в XVII и начале XVIII веков в России уже были хорошо подготовленные для того времени инженеры-практики, а также существовали определенные взгляды по вопросам военно-инженерного искусства.
Военно-инженерное дело имело достаточно крепкую основу, уходящую своими корнями в глубь веков.
Полевое оборонительное сооружение славян, IX в. |
Образец крепостного строительства на Руси. Вид крепости Изборск, XIV в. |
...Древние росичи, поляне и древляне (VIII—IX вв.) охраняли свои земли от внешних набегов отдельными укрепленными пунктами и сторожевыми линиями. Укрепленные пункты представляли собой небольшие городки, обнесенные одной-двумя деревянными или земляными оборонительными оградами. Остроги выполняли роль пограничных застав, защищенных плотным частоколом из бревен, заостренных кверху. А сторожевые линии — это система земляных валов со рвами перед ними (на открытой местности) или сочетание лесных завалов и естественных преград — рек, озер и т. д. Их называли также засечными линиями (3).
История Киевской Руси изобилует набегами кочевых племен — печенегов, хазар, половцев, походами княжеских вооруженных отрядов против непокорных феодалов. В 1015 г. князь Владимир перед вторжением в пределы северных славян велел «теребить (прокладывать) пути и мостить мосты». Дорожио-мостовые работы, постройку сторожевых и оборонительных линий вместе с ратниками выполняли знатоки и умельцы в разных областях мастерового искусства, которые объединялись в так называемую «посошную рать». Так, во время похода против половцев искусные дружинники Изяслава Ярославича «срубили» плоты и собрали из них паромы, а на неудобных подступах к рекам и протокам оборудовали подходы для переправы. Когда половцы с противоположного берега стали осыпать дружину градом стрел и метательными снарядами, княжеские мастеровые люди, не боясь действовать на виду у противника, для своей защиты в ходе переправы укрепляли плоты и паромы деревянными оградами с бойницами.
В X и XI столетиях инженерные мероприятия усложнились и получили дальнейшее развитие. Возводились крепости с каменными стенами и башнями, имевшими стрельницы и наблюдательные площадки. При Ярославе Мудром одна из
7
таких крепостей надежно прикрыла Киев со стороны Днепра, а вскоре, в 1037 г., для защиты «стольного града» от всякого рода захватчиков, вокруг Киева поднялась сплошная и высокая каменная стена. Как полагают языковеды, отсюда, возможно, в народе и пошло изречение: «За тобой, как за каменной стеной».
Шло время, и в 1044 г. были возведены крепостные сооружения в Новгороде, поставлены каменные ограды в Изборске (1330 г.), Гдове (1421 г.), Москве (1485 г.), Смоленске (1596 г.) и др. городах (4). Строительство крепостей выполнялось специалистами — городниками, мостниками и другими мастерами народных ремесел.
Каменное строительство в военных целях дало мощный толчок дальнейшему развитию и совершенствованию осадного искусства.
Подтверждением тому может служить осада князем Владимиром Корсуни. Окружив город своей ратью, он велел сделать огромную насыпь под защитными стенами. Однако жителям через подземные галереи удалось перенести грунт из насыпи внутрь крепости. Тогда Владимир прибегнул к блокаде, а чтобы принудить противника к скорейшей сдаче города, приказал перекопать трубопровод, снабжавший город водой. Эта осада первой упоминается в русских летописях. Затем мы находим упоминания об осадах Чернигова (1152 г.), Владимира (1156 г.), Киева (1161 и 1169 гг.), Новгорода (1169 г.) и др. (5).
Подкопы и подземные атаки на Руси применялись уже в XIII в. В 1220 г. новгородский князь Мстислав осадил непокорный Галич и, проделав ночью подкоп, вошел в город. Наиболее полное развитие этот способ взятия крепостей получил с появлением на Руси пороха.
В конце XIV века, при Дмитрии Донском, пороховые заряды доставлялись в подземные галереи (туннели), и производился подрыв мощных фортификационных сооружений. В знаменитой Куликовской битве (1380 г.) ратники для переправы через Дон наводили мосты из парусиновых поплавков и оборудовали броды, умело использовали пересеченный характер местности при оборудовании путей для своего маневра и устройства засад.
В те же годы в русском войске появились розмыслы — иностранные специалисты, мастера инженерного дела. Они обучали своему искусству ратных людей, вместе с ними
8
сооружали новые и совершенствовали старые оборонительные укрепления Москвы, участвовали в строительстве Новгородского и Псковского кремлей.
При осаде Казани в 1552 г. воеводы Ивана IV успешно использовали подкоп для разрушения городских стен и штурма города. Вот как описывает это событие известный военный инженер-историк Ф. Ф. Ласковский: «Между тем царь, желая ускорить осаду и заставить жителей сдаться без боя, повелел розмыслу подвести подкоп к тому месту, откуда жители пользовались водою; указанное Камай Мурзою место составляло ключ, и к нему вел подземный ход от ворот Муралевых. Розмысл повел подземный ход от Каменной Дауровой башни, занятой еще прежде казаками, и через 10 дней подошел к тайнику; здесь он заложил в камору 11 бочек пороха и 5 сентября взорвал подкоп. Этим взрывом разрушило не только тайник, но и часть близлежащей городской стены. Русские вторглись в город...» (6).
3. Ласковский Ф. Материалы для истории инженерного искусства в России. СПБ, 1858, ч. 1, с. 110-111.
4. Там же, с. 154-155.
5. Там же, с. 184.
6. Там же, с. 9-18.
Появление на Руси огнестрельного оружия потребовало совершенствования оборонительных укреплений за счет создания более мощных земляных валов, увеличения перекрытий, устройства многоярусных крепостных сооружений с бойницами и создания условий для ведения фланкирующего огня, при этом одновременно развивались осадная техника и тактика штурмовых действий.
Большую роль в развитии военно-инженерного дела сыграл Пушкарский приказ, основанный Иваном IV. Он заведовал артиллерийской и инженерной частями. Круг его действий по инженерной части состоял: 1) в объявлении государственных указов и грамот о построении новых оборонительных пунктов и возобновлении или исправлении старых; 2) в составлении подробных инструкций воеводам и другим лицам, назначавшимся для надзора за производством военных сооружений; 3) в составлении наказов осадным воеводам на случай неприятельского нападения; 4) в определении сумм или указаний местных средств для сооружения предположенных укреплений; 5) в проверке отчетов и описаний произведенных или предполагаемых городских работ.
Во второй половине XV века мощь огневых средств увеличилась, и появилась возможность разрушать каменные стены. Однако и оборонительные сооружения к тому времени возводились по-новому. Они успешно противостояли применению огнестрельных средств за счет увеличения толщины
9
стен, совершенствования их конструкции, улучшения качества строительных материалов.
Умело применяли военно-инженерное искусство защитники Пскова против стотысячного войска польского короля Стефана Батория в 1581—1582 гг. Все попытки противника подвести минные галереи под стены города потерпели неудачу — осажденные успешно вели контрминную борьбу.
Передовое по тому времени отечественное военно-инженерное искусство, создававшее укрепленные города и фортификационные сооружения в полевых условиях, сочеталось с высокими боевыми качествами русских воинов. Стефан Баторий писал, что при защите городов они «...не думают о жизни, хладнокровно становятся на места убитых или взорванных действием подкопа и заграждают пролом грудью. День и ночь сражаясь, едят один хлеб, умирают от голода, но не сдаются».
Терпеливо и упорно русские войска в XVII веке продолжали накапливать боевой опыт в военно-инженерном деле, защищая страну от нашествия поляков, шведов и других иноземных захватчиков. В 1608—1610 гг. они упорно обороняли Троицко-Сергиевскую лавру от польского войска Сапеги. Контрминная война русских минеров и активные вылазки войск не дали успеха полякам, и они потерпели поражение. Активную подземно-минную войну вели защитники Смоленска против польских войск короля Сигизмунда в 1609—1610 гг., где оборона длилась более двадцати месяцев.
Первые попытки теоретического обобщения инженерного дела в России были сделаны в начале XVII века Онисимом Михайловым. В 1621 г. он завершил работу над «Уставом ратных, пушкарских и других дел, касающихся до военной науки».
Устав имел 663 параграфа по тактике, фортификации и артиллерии. Фортификация включала правила строительства крепостей, способы их штурма и обороны. Так, в § 31 описаны правила открытого взятия города; в § 36 — о построении городских укреплений и вооружении их; в § 81 — о минах; в § 377—379 — о предохранительных мерах против наступательных подкопов и т. д.
К концу XVII века, когда началась активная деятельность Петра I, военно-инженерное дело имело уже большой практический опыт. Боевое применение войск требовало хорошо подготовленных, образованных специалистов инженерного
10
дела. Петр I хорошо понимал огромное значение инженерного образования и сам изучил теорию военно-инженерного дела под руководством голландского офицера X. Ф. Тимермана.
В 1692 г. молодой царь «учинил» первые инженерные маневры. Построив на р. Яузе крепость Пресбург, он обучал свои полки нелегкому осадному искусству. Еще больше пользы принесли инженерные маневры 1694 г., получившие название Кожуховского похода. Для обеспечения маневров в Немецкой слободе построили крепость в виде пятиугольного редута и поместили в нее 20-тысячный гарнизон под командованием Гордона. В ходе маневров оборонявшая крепость сторона использовала ручные гранаты, зажигательные средства и проводила вылазки из крепости. Осаждавшие крепость войска под командованием Лефорта готовили подступы к укреплению, проводили подземно-минные работы и много раз штурмовали укрепления. Кожуховские маневры явились как бы репетицией перед осадой Азова.
Петр I хорошо понимал, что России нужен выход к морю. Только морское побережье могло обеспечить стране сношения с Западной Европой, постоянные торговые, политические и культурные связи. Без них невозможен был дальнейший экономический прогресс России.
Летом 1695 г. для укрепления южных границ три отряда русских войск под командованием Головина, Лефорта и Гордона атаковали Азов, но штурм крепости закончился неудачей.
Осада Азова проводилась с нехваткой материальных средств и недостаточным знанием осадных инженерных работ. Отсутствие полного обложения крепости позволило туркам получать подкрепления и не допустить захвата крепости русскими. Петр I приказал снять осаду. Для успешной осады нужны были не только новые корабли, но и соответствующей численности осадный корпус, в составе которого надлежало иметь военных инженеров, специальные отряды, обученные осадным работам.
Петр I энергично принялся за дело. Быстро построил боевые суда, выписал из-за границы военных инженеров, пополнил полки отечественными «городских дел мастерами». Весной 1696 г. войска спустились по Дону и захватили Азов. Успех принесли не только парусные фрегаты, но и осадный корпус, обеспечивший защиту от нападения противника с
11
тыла. Тут много пришлось потрудиться военным инженерам, подрывникам, мостникам, строителям дорог.
Перестройка русской армии закреплялась воинским уставом 1716 г., где сказано: «Инженеры, обретающиеся при войске, обыкновенно стан свой при артиллерии имеют и с оною маршируют, каково оных искусство есть, тако оные и определяются и по своим заслугам жалование получают. Порядок инженерам в войске есть следующим образом: полковник, подполковник, майор, капитан, поручик, прапорщик, квартирмейстер, фельдфебель, лекарь, капрал, ефрейтор и рядовые» (7).
7. Фабрициус И. Г. Столетие военного министерства (1802-1902). Главное инженерное управление. Том 7, ч. 1.
Продолжалось совершенствование русского военно-инженерного искусства, особенно в вопросах фортификационного оборудования местности, укрепления морского побережья, осадного искусства и переправы войск через реки.
Впервые в истории войн в Полтавской битве в 1709 г. Петр I умело и широко применил в полевых условиях систему редутов. Это инженерное новшество удовлетворяло требованиям обороны и представляло собой надежную опору для перехода русских войск в наступление. В этой же битве была применена система укреплений предмостных позиций, надежно прикрывавших переправы через р. Ворсклу.
Петр I уделял большое внимание обучению всей армии инженерному делу. В 1713 г. он приказал, чтобы «...все прибывающие в зимнее время в Санкт-Петербург офицеры и унтер-офицеры Преображенского полка не проводили время в праздности и гульбе, а обучались инженерству...».
Он значительно повысил роль офицеров инженерных войск. Так, в донесении военной коллегии говорилось: «Инженерные и минерные офицеры, как в рангах, так и в окладах от армейских офицеров отличены, для того, что они прочих офицеров, только ординарною шпагою служат, наукою превосходят и то их искусство перед армейскими офицерами, коим ординарной службы, стало быть излишне, того де ради в других краях, которые офицеры инженерству искусны, прежде оных до вышних чинов производятся» (8). Этим преимуществом инженерные офицеры пользовались до 1884 г. (приказ военного ведомства № 134 от 6.05. 1884 г).
8. Ивков Д. П. Исторический очерк Главного инженерного управления за время его существования с 24 декабря 1862 г. по 20 декабря 1913 г. Петроград, 1915, с. 3.
После победоносного окончания Северной войны Петр I особое внимание обратил на укрепление границ в инженерном отношении. В 1724 г. он составляет план фортификационной подготовки границ под названием «Аншталт (штат) крепо-
12
стей», в который вошло 34 укрепленных объекта. Значительно обновились защитные сооружения северо-западной границы. В аншталте отмечалось: «...оборона земли русской зыждется на армии и флоте, истинное же назначение крепостей — служить опорными пунктами для целесообразных действий армии и флота...».
Таким образом, первая четверть XVIII столетия представляет собой целую эпоху русского военно-инженерного искусства. Были созданы новая армия и флот, первые регулярные инженерные войска, основаны инженерные школы, укреплены государственные границы, составлены и введены в действие новые уставы и наставления...
Исключительная заслуга в этом принадлежит Петру I. Он сам был прекрасным военным инженером и знакомил своих помощников со всеми достижениями военно-инженерной мысли ведущих стран Европы. «Капитан», или «бомбардир», как его уважительно именовали, лично руководил осадой многих крепостей, дал блестящий образец применения полевой фортификации, значительно укрепил оборону русского государства возведением сухопутных и приморских крепостей на главных стратегических направлениях и принимал деятельное участие в организации инженерного образования в России. Он хорошо знал и разбирался в вопросах других родов войск, имел широкий тактический и стратегический кругозор.
В период Семилетней войны (1756—1763 гг.) русские саперы показали выдающиеся образцы скоростного для того времени строительства мостов. На реке Висла у Кульма мост длиной 360 метров был построен за три дня. В этой же войне русские понтонеры наводили наплавные мосты из табельных средств — металлических понтонов и парусиновых поплавков.
Этот период связан с созданием русским военным инженером А. Немым новой конструкции понтонного парка, каким не обладала ни одна армия в мире. Понтоны имели незначительный вес (230 кг) и большую грузоподъемность (5,8 т). Этот парк состоял на вооружении русской армии около 150 лет.
Труд А. Немого «Руководство к знанию о походных мостах, употребляемых при войсках, а особливо из парусиновых понтонов» — выдающийся вклад в отечественную инженерную науку (9).
9. БСЭ, 2-е изд., т. 29, с. 410.
Дальнейшее широкое развитие инженерные войска получили во времена походов великого русского полководца
13
А. В. Суворова. Они участвовали в создании Кубанской линии обороны, форсировали реки и строили крепостные сооружения. Высокие темпы маневра суворовских войск успешно обеспечивались в инженерном отношении. Как и всегда, саперы составляли авангард войск в сражении при Рымнике (1789 г.), в ходе преодоления рек Рымна и Бузэу, при осаде Бендер и Измаила (1790 г.), в итальянском походе через Альпы.
В конце столетия начались перемены в государственном управлении. Коснулись они и армии, в том числе инженерных войск. Вместо минерной роты в 1797 г. был создан пионерный двухбатальонный полк, состоявший из 12 рот (2-х саперных и 10-ти пионерных). Дорожные, мостовые и позиционные работы выполняли пионеры, а траншейные и минные работы при атаке и обороне крепостей — саперы и минеры.
Управление войсками усложнялось, как и задачи каждого из родов войск. Подготовка инженерных кадров, средств вооружения и само инженерное обеспечение боевых действий требовали квалифицированного руководства и управления войсками.
23 октября 1802 г. произошло окончательное отделение инженерной экспедиции от артиллерийской. Военно-инженерное ведомство получило полное самостоятельное управление.
|