ПЕТРОВ
Николай Павлович
(13.5.1836 – 15.1.1920)
Русский военный инженер
Ученый-железнодорожник
Профессор
Заслуженный профессор Николаевских ИУ и ИА
Почетный член Петербургской АН
Лауреат Ломоносовской премии
Инженер-генерал
Член Государственного Совета
Репетитор при Николаевском ИУ |
|
Награды: ордена: св. Станислава 1 ст. (1881), св. Анны 1 ст. (1883), Белого орла (1890), св. Александра Невского (1896), св. Владимира 1 ст. (1906), Андрея Первозванного (11.6.1915).
Православный.
Родился в Трубчевске Орловской губернии (ныне – Брянской области).
Из дворян Новгородской губернии.
1855 – окончил Константиновский КК. В службу вступил 11.6.1855 г. прапорщиком (ст. 11.6.1855) в лейб-гв. Финляндский полк.
1857 – окончил Николаевскую ИА. Военный инженер. Зачислен прапорщиком по 1 разряду в лейб-гв. Сапб с оставлением репетитором при Николаевской ИА и ИУ.
Cлушал в Санкт-Петербургском педагогическом институте лекции М.В. Остроградского, механику в Санкт-Петербургском технологическом институте.
1858 – работал на кафедре математики, возглавляемой М.В. Остроградским. Первые исследования по механике выполнил под руководством И.А. Вышнеградского. Cпроектировал машины для перестраивавшегося тогда Охтенского порохового завода. Поручик (ст. 30.8.1861). Штабс-капитан (ст. 30.8.1863).
Командирован (1865) на год за границу для изучения прикладной механики.
По возвращении преподавал в Николаевской ИА и Технологическом институте. Капитан (ст. 16.4.1867).
1868 – утвержден в звании адъюнкт-профессора, затем был признан заслуженным профессором Николаевской ИА и ИУ. Полковник (ст. 31. 3.1868).
В Технологическом институте читал теорию и устройство паровых котлов и паровозов, руководил составлением проектов и ввел новый курс (1871) – о подвижном составе железных дорог. Профессор (1871).
1873 – Главное общество российских железных дорог пригласило в состав инженеров, разрешающих назревающие вопросы железнодорожной практики.
Известен как крупный ученый в области железнодорожного транспорта, тяжелого машиностроения и железнодорожного строительства. Генерал-майор (ст. 30.8.1878, за отличие).
На основе исследований трения в вагонных подшипниках пришёл к созданию основ гидродинамической теории смазки, сформулировал закон трения при смазке. Эти вопросы изложены в труде «Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости» (1883), за который удостоен Ломоносовской премии АН (1884). Генерал-лейтенант (ст. 30.8.1888, за отличие).
Исследовал методы тяговых расчётов поездов, давление колёс на рельсы и их прочность, напряжения в колёсных парах, действие тормозных систем и другие вопросы. С 1888 – председатель Временного управления казенных железных дорог. 1892 – возглавил Департамент железных дорог Министерства путей сообщения и Инженерный совет при министерстве. 1893-1900 – товарищ Министра путей сообщения. Почетный член Петербургской АН (1894). 1896-1905 – председатель Русского технического общества. Активно участвовал в строительстве Транссибирской магистрали. По его инициативе создано Московское инженерное училище ведомства путей сообщения, ныне МИИТ. Инженер-генерал (ст. 9.4.1900, за отличие). Одновременно с производством назначен членом Государственного Совета.
В 1901-05 – участвовал в работе Департамента промышленности и торговли Государственного Совета. В 1907-15 – назначался к присутствованию в Совете. 3.1907-12.1915 – возглавлял 2 Департамент. 7.1915 – назначен председателем «Верховной комиссии для всестороннего расследования обстоятельств, послуживших причиной несвоевременного и недостаточного пополнения запасов военного снаряжения». Постановлением комиссии в 1916 г. было возбуждено уголовное преследование против В.А. Сухомлинова. Опубликовал более 80 научных работ и был удостоен многих премий. Ему была присуждена Золотая медаль Русского технического общества. Почетный член Московского политехнического общества. Во время Гражданской войны числился в ВС Юга России.
Умер в Туапсе от воспаления лёгких.
Источники информации
Брюховецкий Р.И. |