| ЛЕБЕДИНСКИЙ Владимир Константинович (8.7.1868 – 11.7.1937)
Русский и советский физик и радиотехник Доктор технических наук Профессор Преподаватель физики |
|
Награды: орден св. Анны 4 ст.
| Родился в Петрозаводске Олонецкой губернии, в семье учителя истории петрозаводской гимназии, получил домашнее начальное образование. 1887 – окончил с серебряной медалью 2 Санкт-Петербургскую городскую гимназию. 1891 – окончил с дипломом 1 ст. Петербургский университет (математическое отделение физико-математического факультета). 1891 – начал преподавательскую деятельность в Череповецком реальном училище. 1891-1900 – преподавал в 5 Санкт-Петербургской гимназии. 1891 – одновременно работал лаборантом кафедры физики Электротехнического института, с 1893 – также кафедры физики Университета. Должность лаборанта в те годы обязывала не только проводить со студентами лабораторные работы и семинары, но нередко и предполагала чтение лекционных «спецкурсов», т.е. примерно соответствовала современному ассистенту кафедры. |
Находился (1894) в научной командировке в Австро-Венгрии, Италии и Швейцарии. «Поистине судьбоносным стал для него день 25 апреля (7 мая) 1895 года. На заседании Русского физико-химического общества старший товарищ В.К. по университету – преподаватель кронштадтских офицерских минных классов Александр Степанович Попов – сделал доклад под отвлеченным названием «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям» и на глазах собравшихся без проводов принял телеграмму, состоявшую всего из двух слов: «Генрих Герц». Став свидетелем первой в истории демонстрации радиосвязи, В.К. на всю последующую жизнь связал себя с этой областью техники». | Преподавал в Петербургском электротехническом институте (1895-1906), в старейшей в России Офицерской электротехнической школе (1900-06). 1900-13 – преподаватель физики в Николаевском ИУ в Санкт-Петербурге. «Именно здесь В.К. заметил многих своих будущих талантливых учеников. Так, юнкер Михаил Бонч-Бруевич был спасен им от исключения из Училища за проведение опытов с электрической искрой «в неположенное время и в ненадлежащем месте», что послужило отправной точкой их многолетней дружбы. ... Здесь же, в Николаевском училище, им были замечены и привлечены к сотрудничеству будущие видные руководители советского радиодела В.М. Лещинский (1887 – 1919) и П.А. Остряков (1887 – 1952)». | |
« Прекрасно, с воодушевлением и остроумием читал лекции по физике преподаватель Лебединский. Этому не мешало даже его лёгкое заикание. «Т-так я об электричестве», – обычно начинал он свою лекцию. Вспоминаю один инцидент, происшедший на его лекции, который, впрочем, не имеет отношения к физике, но характеризует самого Лебединского. Один из юнкеров по фамилии Ланге, оправдывавший это имя своим длинным ростом, стал что-то жевать на лекции у Лебединского, не считаясь с неприличием своего поведения. Преподаватель сначала на него посмотрел, а потом сказал: «Знайте, нельзя одновременно делать два дела: слушать и кушать» и продолжал свою лекцию. А Ланге после короткого перерыва опять стал есть. «Имейте в виду», – вновь обратился к нему Лебединский, – что при еде кровь приливает к желудку, а при работе головой она приливает к мозгу. Если вы едите ветчину, в которой имеются трихины, то с потоком крови они могут попасть к вам в мозг, и в результате вы получите сумасшествие. Поэтому одновременно кушать и читать не только неприлично, но и опасно». Не знаю, как это внушение подействовало на Ланге, но я его хорошо запомнил и всегда повторяю тем, кто при мне читает за обедом книгу или газету». В.М. Догадин. 1906-13 – работал в Петербургском политехническом институте. Доктор технических наук. 1913-19 – профессор физики Рижского политехнического института. Институт эвакуирован (1915) из прифронтовой Риги. Поселился в Москве, в Панкратьевском переулке и… вскоре стал безработным. Узнав, что на Тверской выделенной приемной радиостанции международных сношений, принадлежащей военному ведомству, его ученик М.А. Бонч-Бруевич (1888 – 1940) пытается наладить первое производство отечественных высоковакуумных радиоламп, активно включился в работу. Первый председатель Российского общества радиоинженеров (1918). 16.8.1918 – ведущие сотрудники Тверской радиолаборатории с семьями, домашним скарбом и лабораторным имуществом переехали в Нижний Новгород. Так, знаменитая ТРЛ стала НРЛ, т.е. Нижегородской радиолабораторией. | 2.12.1918 – Ленин подписал декрет Советского правительства, согласно которому НРЛ с мастерскими «является первым этапом в организации в России Государственного Социалистического Радиотехнического института» для объединения всех научно-радиотехнических сил России, всех радиотехнических учебных заведений России, и всей радиотехнической промышленности России. 1919 – переехал с семьёй в Нижний Новгород. 1919-25 – принимал деятельное участие в организации и работе НРЛ. Стал одним из руководителей и «учёным специалистом» НРЛ, заведующим кафедрой физики Нижегородского государственного университета и редактором журнала «Телеграфия и телефония без проводов», в котором оперативно и публиковались научные труды НРЛ. Инициатор и участник 1 Всероссийского радиотехнического съезда в Москве (10-13.9.1920). «Профессор Лебединский Владимир Константинович был талантливым физиком-просветителем и человеком неординарным. Кроме того, он питал особые симпатии к молодым начинающим сотрудникам и предугадывал их способности». |
Неординарность Лебединского, как преподавателя, в своё время отмечали уже упомянутые выше юнкера Николаевского ИУ, а в НРЛ проявилась неординарность его и как научного руководителя. В отличие от других руководителей, Лебединский не выдавал своим: подопечным каких-либо официальных; или подобных им заданий. В своей практике он пользовался принципом «вопрос – ответ», т.е. в ходе беседы он задавал своему подопечному различные вопросы, на которые тому приходилось отвечать. А среди ответов были и такие, которые позволяли руководителю «приближать» свои вопросы к требуемой теме исследований, конкретной задаче и т.д. Разумеется, в ответах попадалась информация, полезная и для руководителя, которую он использовал и для коррекции своих соображений и для большей конкретизации задач исследований. Так, этот метод (принцип) позволял и самому руководителю «учиться» у руководимого, т.е. у человека с иными, свежими взглядами, а руководимый при этом в своих ответах, будто сам ставил перед собой задачи и сам выбирал пути их решения. Это порождало у молодёжи и совершенно другое отношение к работе, которую руководимый уже не воспринимал как заданную руководителем, навязанную сверху, а воспринимал её как выбранную самим, как свою «кровную», что позволяло ему полнее использовать собственную инициативу и мобилизовать свои потаённые силы и возможности. Вернулся (1925) в Ленинград и занял кафедру физики в Первом медицинском институте. 1930 – избран заведующим кафедрой физических основ электротехники в ЛИИЖТе. 9.1932 – по совместительству стал заведующим кафедрой физики ВМА. | |
Жена (1899) Юлия Илларионовна (1882 – 1962), урожденная Будилович – дочь священника из городка Драгичин Виленской губернии. Дети: Андрей (1902 – 1965); Михаил (1905 – 1956). Источники информации
Брюховецкий Р.И.
|