Пятница, 26.02.2021, 19:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Воспитатели и Учителя Альма Матер

Категории раздела
Первый факультет [27]
Периоды [15]
Выпускники [30]
УиС [27]
Руководители отделов и служб Управления училища.
Кафедры [28]
Факультеты [5]
Воспитатели [76]
Учителя [184]
Политработники [15]
Книги [53]
об училище
Первый факультет [0]
1979 слушатели 1979 курсанты 1980 слушатели 1980 курсанты
СМИ [5]
Второй факультет [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Воспитатели

Бецкий И.И.
личный секретарь
императрицы Екатерины II (1762-79)
президент Императорской Академии искусств (1763-95)
возглавлял комиссию по каменному строению
в Санкт-Петербурге и Москве.
БЕЦКОЙ (БЕЦКИЙ)
Иван Иванович
(3.2.1704, Стокгольм - 31.8.1795, Санкт-Петербург)
                                                                                             
тайный советник, затем генерал-поручик,
проводил в жизнь Идеи Екатерины II в области образования и воспитания подрастающего поколения,
  в 1766-87 гг. возглавлял Сухопутный КК.
 
Автор нового устава КК, утвержденного
 Екатериной II 11.9.1766 г.
 
Благоволил перед просвещенными деятелями, отличавшимися напористостью, ловкостью при достижении околотронных целей, и в то же время без должного уважения относился к офицерам, способным, по его мнению, лишь сражаться
на поле брани.
Разработанные Бецким "твердые правила, по которым было назначено принимать, воспитывать и обучать юношество благородное”, требовали, чтобы "воспитание в кадетском корпусе было более практическим, нежели теоретическим, а учиться юношеству больше от смотрения и слышания, нежели от твержения уроков”. В уставе, представленном Бецким на подпись императрице, говорилось, что воспитание в кадетском корпусе "имеет целью:

а) сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды и б) украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину”. "Надо взрастить младенца, - было сказано в приложении к уставу, - здорового, гибкого и крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость”.
В качестве главных условий правильного, с точки зрения Бецкого, воспитания "новых людей” было принято два правила: во-первых, принимать в корпус детей не старше шести лет (в этом-де возрасте еще возможно освободить ребенка от пороков, заимствованных им в семье) и, во-вторых, безотлучное пребывание в корпусе в течение 15 лет при редких, устанавливаемых начальством свиданиях с родственниками под присмотром воспитателей (опять же изоляция от вредного влияния со стороны "старой породы”). Управление корпусом должны были осуществлять генерал-директор и совет, члены которого назначались императрицей.
Приступая к преобразованию кадетского корпуса, Бецкий осуществил досрочный выпуск из корпуса воспитанников, достигших 20-летнего возраста. Была ликвидирована конная рота. Кадеты, оставшиеся в корпусе, были разбиты на три возраста: старший - от 17-ти, средний - от 14-ти до 17-ти, младший - до 14-ти лет. Два первые возраста составили четыре строевые роты, каждая под управлением капитана и двух субалтерн-офицеров, которые обязаны были денно и нощно следить за кадетами.
По новому уставу, утвержденному императрицей 11 сентября 1766 г., всего предполагалось иметь в корпусе детей пяти возрастов: от пяти до девяти лет, от 9-ти до 12-ти, от 12-ти до 15-ти, от 15-ти до 18-ти, от 18-ти до 21-го года.
Право на поступление в корпус предоставлялось не только сыновьям дворян, но и детям лиц, состоящих в штаб-офицерских чинах; преимущество при приеме предоставлялось детям из неимущих семей и тем, чьи отцы были ранены или убиты на войне. При поступлении в кадетский корпус требовалась подписка о том, что они добровольно отдают своих детей в заведение не менее чем на пятнадцать лет и "даже во временные отпуски брать не будут”.
Кадеты младшего первого возраста разделялись на десять отделений по 12 воспитанников в отделении и вверялись воспитательнице; общее руководство над первой возрастной группой поручалось женщине - управительнице возрастом. Кадеты второго возраста составляли восемь отделений по пятнадцать человек каждое; в каждом отделении был свой воспитатель, а во главе возрастной группы находился инспектор. В третьем возрасте в каждом из шести отделений было по 20 воспитанников. Каждый из двух старших возрастов подразделялся на два подразделения - военное и гражданское. Первое в каждом возрасте состояло из двух рот, которыми командовали капитаны; над воспитанниками гражданского подразделения в обоих возрастах командовал инспектор. Кадеты находились под бдительным надзором не только в спальнях и рекреационных залах, но также и в классах, ибо преподавательскому персоналу было поручено только «научание», а офицеры-воспитатели повсюду наблюдали за поведением кадетов.
По мысли И.И. Бецкого, внутренний порядок в заведении должен был способствовать тому, чтобы кадеты приучались к самостоятельному труду, уходу за собой, а игры на свежем воздухе должны были способствовать их возмужанию и выработке силы и выносливости. Для удобства перехода к новой системе с 1770 по 1773 гг. прием в корпус был временно приостановлен, а затем с 1773 г. устав корпуса стал применяться в полном объеме.
Генрих Штрох, немец, долгие годы проведший в России и имевший широкие связи в высших кругах, в этой связи отмечал:
"По поступлении кадеты зачисляются в 1-й возраст, их одевают в коричневые, вроде морских, бушлаты с синим поясом и поручают женщинам, в числе одной директриссы, десяти гувернанток и многих нянек. Через три года мальчики переводятся во 2-й возраст, где они получают форму, похожую на предшествовавшую, но синего цвета, и поручаются заботам 8 гувернеров с инспектором во главе. В этом «возрасте» кадеты уже более предоставлены самим себе. После трехлетнего пребывания они переводятся в 3-й возраст, в котором носят форму серого цвета, и попадают под надзор офицеров полевых войск. Отбыв опять трехлетний срок, они переводятся в 4-й возраст, или в так называемый "1-й военный возраст”, и надевают военную форму. В этом и в 5-м возрастах ими заведуют корпусные офицеры, которые на один чин выше, чем офицеры полевых войск. Штат корпусных офицеров состоит из одного подполковника, двух майоров, шести капитанов, двенадцати поручиков и шести прапорщиков, 65 преподавателей”.
Лучшие кадеты получали при выпуске чин поручика, остальные - прапорщика или корнета. Худшие могли быть выпущены лишь унтер-офицерами. Особый порядок устанавливался для прохождения службы лицами, исключенными из корпуса за неуспеваемость.
Кадетские корпуса играли огромную роль в развитии классического образования в России во второй четверти XVIII в. Когда И. Бецкий предложил исключить из числа изучаемых предметов латинский язык, работавшая в корпусе комиссия во главе с графом П.В. Завадовским отклонила его предложение именно по причине уникальности этого учебного заведения, призванного готовить не только офицеров, но и гражданских чиновников. Латынь была исключена из программы лишь в 1801 г. по новому положению о военно-учебных заведениях.
В корпусе основательно было поставлено преподавание французского, английского, немецкого языков. Трехлетний курс изучения предполагал в течение первого года усвоение воспитанниками начальных навыков чтения и письма на соответствующем языке, в ходе второго - овладение грамматикой и техникой перевода, к концу третьего - умение излагать свои мысли письменно, соблюдая правила стилистики.
 
 
 
Категория: Воспитатели | Добавил: Ермаков (01.11.2010)
Просмотров: 3619 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск