ШИЛЬДЕР
Карл Андреевич
(27.12.1785 - 11.6.1854)
Георгиевский кавалер
Русский военный инженер
Инженер-генерал
Генерал-адъютант Шеф Главного ИУ
Участвовал в Аустерлицком сражении 1805 г., обороне Бобруйска в 1812 г., Русско-турецкой войне 1828-29 гг. и Крымской войне 1853-56 гг.; отличился при осаде Варны (1828), Силистрии и Шумлы (1829) и при форсировании Дуная (1854). |
|
Кавалер 14 российских и иностранных орденов, в т.ч. св. Георгия 3 и 4 ст.,
св. Александра Невского с алмазами. Родился в имении Симаново Псковской губернии в семье полковника Андрея Алексеевича (1743 – 1821) – уроженца Лейпцига, поступившего (1763) на службу в российскую армию, участника двух Русско-турецких войн (1768-74 и 1787-91), кавалера 4 российских орденов. Воспитывался в Лейпцигском пансионате. Окончил факультет механики Московского университета. На военной службе с 1803 г. Унтер-офицер 1сапб. Боевое крещение принял в 1805 г. в сражениях с французами под Аустерлицем. Прапорщик. 1806 – окончил Школу колонновожатых. 1810 – командир сапр лейб-гв.Сапб. Капитан (1810). 1811 – командир лейб-гв. Сапб. 1811-12 – помощник руководителя работ по реконструкции крепости Бобруйск, строительства полевых укреплений на р. Припять. Участник Отечественной войны 1812 г.Начальник инженеров 2 пехотного корпуса. Начальник инженеров 1 Западной армии. Участник сражений под Смоленском, Бородино, Тарутино, Малоярославцем и при Березине. Участник заграничных походов русской армии. Обеспечивал переправу через Неман, осаду крепости Данциг, сражения при Бауцене и Кульме. Полковник. С 1817 – заместитель председателя Комиссии по созданию Главного ИУ. С 1819 – шеф Главного ИУ. Генерал-майор (1820). |
|
Участник Русско-турецкой войны 1828-29 гг. Начальник инженерных работ при осаде крепостей Варна, Шумла и Силистрия. Генерал-лейтенант (1832), генерал-адъютант (1832).
Разработал новую более эффективную систему контрминой борьбы (вместо вертикальных колодцев горизонтальные и наклонные трубы), противопехотные мины, камнеметные и картечные фугасы и др.
Изобрел оригинальные конструкции висячего канатного моста (1828) и переправочных средств («бурдючный мост», из быстро собираемых прорезиненных холщовых складных понтонов, 1836).
Совместно с П.Л. Шиллингом разработал электрический способ воспламенения пороховых зарядов (1832-36), а вместе с Б.С. Якоби сконструировал гальванические и гальваноударные морские мины (1838-48).
По его проектам были построены первые в мире цельнометаллическая подводная лодка (1834) и вооруженный артиллерией и ракетами пароход «Отважность» (1846), явившийся прообразом эсминца. Инженер-генерал (1852).
Участник Крымской войны 1853-56 гг.
В Действующей армии.
Во время осады Силистрии был смертельно ранен.
Скончался 11.6.1854 г. в местечке Кэлэраш (Румыния).
«Потеря Шильдера меня крайне огорчила, такого второго не будет и по знанию и по храбрости». Из письма Николая I командующему армией И.И. Дибичу.
Женат. Cын Николай Карлович (1832 – 1902) – военный инженер, генерал-лейтенант, начальник Николаевских ИУ и ИА (1886-98), член-корреспондент Российской АН, директор Санкт-Петербургской публичной библиотеки (1899). 31.10.1911 - к 100-летию лейб-гв. Сапб прах был перезахоронен в батальонной церкви св. Косьмы и Дамиана в Санкт-Петербурге с установкой перевезенного памятника.
Источники информации
Португальский Р.М., Рунов В.А. Военная элита Российской империи. – М.: Вече, 2009.
|
|